Почему растение называют автотрофом? о фотосинтезе и его значении

Автотрофы могут сами синтезировать необходимые им органические вещества, получая из окружающей среды углерод в виде углекислого газа, воду и минеральные вещества.

Все автотрофы делятся на: фотосинтезирующие автотрофы и хемосинтезирующие автотрофы.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

  • У фотосинтезирующих автотрофов источником энергии служит солнечный свет.
  • Хемосинтезирующие автотрофы получают энергию при окислении неорганических соединений.
  • Фотосинтез — это процесс преобразования энергии света в энергию химических связей органических веществ на свету фотоавтотрофами при участии фотосинтетических пигментов.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Фотосинтезирующими органоидами зелёных растений являются хлоропласты. Структурной и функциональной единицей хлоропластов являются тилакоиды – плоские мембранные мешочки, уложенные в стопки (граны).

Внутреннее пространство тилакоида называется люменом.

Пространство между оболочкой хлоропласта и тилакоидами называется стромой.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

  1. Мембрана тилакоида собственно и является тем местом, где протекают светозависимые реакции фотосинтеза при участии хлорофилла.
  2. Аналогично митохондриальной электроннотранспортной цепи, цепь переноса электронов фотосинтеза состоит из многих белковых комплексов и молекул перенощиков. 
  3. В цепи перенощиков выделяют следующие комплексы: фотосистему 2, цитохром Б шесть ЭФ -комплекс, фотосистему 1, фермент редоксин НАДФ редуктазу и АТФ-синтазу.
  4. Фотосинтез происходит в две фазы – световую и темновую.

В световую фазу протекают реакции, которым необходим солнечный свет, в частности фотоны света. Поэтому эти реакции ещё называют светозависимыми реакциями фотосинтеза.

В темновую фазу фатоны светы не нужны. Однако эти реакции протекают как в светлое, так и в тёмное время суток.

Процесс фотосинтеза начинается с того что квант света ударяет молекулу хлорофилла (а II), которая находиться в фотосистеме 2. 

Существует несколько видов молекул хлорофилла, которые различаются по длине волны улавливаемых квантов.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

  • Основными «ловцами» световых частиц являются хлорофиллы а-1 (с длинной волны улавливаемых квантов 700 нм), который находится в фотоситеме 1 и хлорофилл а II (с длинной волны улавливаемых квантов 680 нм), который находится в фотосистеме 2.
  • Итак, после удара квантом света молекула хлорофилла приходят в возбуждённое состояние.
  • Что значит возбуждённое состояние?

(Согласно квантовой теории Эйнштейна свет состоит из мельчайших частиц, несущих порции энергии и обладающих импульсом — фотонов. Если фотон, с определённым количеством энергии столкнётся с электроном, то электрон может перейти на новый энергетический уровень. В результате чего молекула и оказывается в возбуждённом состоянии.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Эта энергия быстро мигрирует по светособирающей молекуле хлорофилла к реакционному центру фотосистемы.

(Реакционный центр — это комплекс белков, взаимодействие которых обеспечивает реакцию превращения энергии света в химическую при фотосинтезе.

После поглощения энергии, хлорофиллы испускают пару электронов. Которые передаются на перенощик пластохинон.

Теперь в молекуле хлорофилла недостает 2 электрона. Эти 2 электрона хлорофилл отбирает у молекулы воды, которая находиться во (внутритилакоидном) пространстве.

  1. При этом происходит фотолиз (расщепление) молекул воды.
  2. То есть молекула воды распадается отдаёт 2 электрона молекуле хлорофилла.
  3. Посмотрим на реакции данного процесса (Фотолиза воды).
  4. Благодаря фотонам света, молекула воды расщепляется на два иона (протон водорода и гидроксид-ион).
  5. Ионы гидроксида отдают свои электроны, превращаясь в реакционноспособные радикалы OH.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Несколько радикалов объединяются, образуя воду и свободный кислород. Кислород при этом удаляется во внешнюю среду. Таким образом кислород, которым мы дышим это продукт окисления воды.

О том, что растения в процессе своей жизнедеятельности выделяют кислород люди узнали уже давно.

В 1772 году химик Джозеф Пристли провёл цикл экспериментов с газами.

В одном из своих экспериментов Пристали зажёг свечу и поместил её под перевёрнутый сосуд. Через некоторое время свеча погасла. Так как под сосудом закончился кислород.

Далее он провёл аналогичный эксперимент с мышкой. Мышь умерла вскоре после того, как погасла свеча.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Пристли провёл ещё один опыт. Он поместил под перевёрнутый сосуд зелёное растение с мышью, предоставив им доступ к свету. Свеча горела долгое время. А мышь оставалась жива. Значит подумал Пристли благодаря растению под герметично перевёрнутым сосудом остаётся кислород. Таким образом наблюдение Пристли были одной из первых демонстраций деятельности фотохимических реакционных центров.

  • Результаты опытов не только определили характерные особенности жизнедеятельности растений, но и продемонстрировали тесную взаимосвязь между растениями и животными.
  • Вернёмся к фотолизу воды.
  • Суммарное уравнение фотолиза воды выглядит следующим образом.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Из которого видно, что при фотолизе воды образуются протоны водорода, электроны и свободный кислород. 2 электрона вернулось в молекулу хлорофилла.

Протоны водорода накапливаются внутри тилакоида.

В результате мембрана тилакоида с одной стороны за счёт протонов водорода заряжается положительно, с другой за счёт электронов — отрицательно.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

  1. Благодаря разности потенциалов между наружной и внутренней сторонами мембраны, протоны проталкиваются через каналы АТФ-синтетазы и происходит фосфорилирование АДФ до АТФ.
  2. За одно и тоже время в хлоропластах образуется в 30 раз больше АТФ, чем в митохондриях.
  3. А 2 протона водорода идут на восстановление специфического переносчика НАДФ+ до НАДФ·Н.
  4. Суммарное уравнение реакций световой фазы выглядит следующим образом.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

  • Таким образом, в световую фазу фатоны света вместе с водой используются для образования АТФ и востановления НАДФ+ до НАДФН.
  • АТФ и НАДФН транспортируются в строму хлоропласта и участвуют в процессах темновой фазы.
  • Темновая фаза фотосинтеза
  • Темновые реакции фотосинтеза происходят не только на свету, но и в темноте.
  • В темновой фазе образуются глюкоза и мономеры сложных органических соединений (аминокислоты, нуклеотиды, глицерин и жирные кислоты).
  • Источником углерода является углекислый газ, который поступает в растение через устьица.
  • Углекислый газ, который содержится в воздухе, захватывается специальным веществом- пятиуглеродным сахаром (рибулозобифосфатом).

Фермент катализирует эту реакцию. В результате образуется неустойчивое шестиуглеродное соединение, которое сразу же распадается на две молекулы фосфоглицериновой кислоты (ФГК).

  1. Затем происходит цикл реакций, который называется (Циклом Кальвина) в которых через ряд промежуточных продуктов фосфоглицериновая кислота преобразуется в глюкозу.
  2. В этих реакциях используются энергии АТФ и НАДФ·Н.
  3. Итак, в световую фазу фотосинтеза происходит фотолиз воды, высвобождение кислорода, синтез АТФ и образование НАДФ·Н.
  4. В темновую фазу образуется глюкоза и крахмал главные источники энергии на планете Земля, аминокислоты, нуклеотиды, глицерин и жирные кислоты. 
  5. Таким образом в результате фотосинтеза растения накапливают органические вещества и обеспечивают постоянство уровня углекислого газа и кислорода в атмосфере.

В процессе фотосинтеза одно и тоже крупное растение производит совсем не так уж много углеводов. Однако если посчитать, сколько энергии солнечного света улавливают и запасают все зелёные растения на Земле за год, то окажется что для получения того же количества энергии было бы необходимо 200 000 гидроэлектростанций.

В верхних слоях воздушной оболочки Земли (на высоте 15-20 км) из кислорода образуется озон. Озоновый слой защищает все живые организмы от опасных для жизни ультрафиолетовых лучей.

Таким образом при помощи солнечного света автотрофные организмы, которые называют фототрофами получают энергию.

А некоторые автотрофные организмы – хемотрофы, как мы уже говорили выше…получают энергию за счёт энергии окисления неорганических веществ.  Такой процесс называется – хемосинтезом. 

  • Хемосинтез – это способ автотрофного питания, при котором источником энергии для синтеза органических веществ служат реакции окисления неорганических соединений.
  • Подобный вариант получения энергии используется только бактериями.
  • К хемотрофам относятся серобактерии, окисляющие сероводород.
  • Нитрифицирующие бактерии, превращающие аммиак в нитриты, а затем в нитраты.
  • Железобактерии, окисляющие железо.
  • Водородные бактерии, окисляющие водород.

Необходимо отметить, что выделяющаяся в реакциях окисления неорганических соединений энергия не может быть непосредственно использована бактериями в процессах ассимиляции (то есть процессах синтеза). Сначала это энергия переводиться в энергию макроэргических связей АТФ и только затем тратиться на синтез органических соединений.

Хемосинтезирующие организмы (например, серобактерии) могут жить в океанах на огромной глубине, в тех местах, где из разломов земной коры, выделяется сероводород.

Хемосинтетики– единственные организмы на Земле, которые не зависят он энергии солнечного света. Роль хемосинтетиков для всех живых существ очень велика. Так как они являются непременным звеном природного круговорота важных элементов: серы, азоты, железа.  

Источник: https://videouroki.net/video/23-avtotrofnoe-pitanie-fotosintez-hemosintez.html

Фотосинтез

По типу питания живые организмы делятся на автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы. Автотрофы (греч. αὐτός — сам + τροφ — пища) — организмы, которые самостоятельно способны синтезировать органические вещества из неорганических. Гетеротрофы (греч. ἕτερος — иной + τροφή — пища) — организмы, использующие для питания готовые органические вещества.

Наконец, миксотрофы (греч. μῖξις — смешение + τροφή — пища) — организмы, которые могут использовать как гетеротрофный, так и автотрофный способ питания. К примеру, эвглена зеленая на свету начинает фотосинтезировать, а в темноте питается гетеротрофно.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Фотосинтез (греч. φῶς — свет и σύνθεσις — синтез) — сложный химический процесс преобразования энергии квантов света в энергию химических связей. В результате фотосинтеза происходит синтез органических веществ из неорганических.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Этот процесс уникален и происходит только в растительных клетках, а также у некоторых бактерий. Фотосинтез осуществляется при участии хлорофилла (греч. χλωρός — зелёный и φύλλον — лист) — зеленого пигмента, окрашивающего органы растений в зеленый цвет. Существуют и другие вспомогательные пигменты, которые вместе с хлорофиллом выполняют светособирающую или светозащитную функции.

Ниже вы увидите сравнение строения хлорофилла и гемоглобина. Обратите внимание, что в центре молекулы хлорофилла находится ион Mg.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

В высшей степени гениально значение процесса фотосинтеза подчеркнул русский ученый К.А.

Тимирязев: «Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом.

Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического»

Более подробно мы обсудим значение фотосинтеза в завершение этой статьи. Фотосинтез состоит из двух фаз: светозависимой (световой) и светонезависимой (темновой). Я рекомендую использовать названия светозависимая и светонезависимая, так как они способствуют более глубокому (и правильному!) пониманию фотосинтеза.

Светозависимая фаза (световая)

Эта фаза происходит только на свету на мембранах тилакоидов в хлоропластах. В ней принимают участие различные ферменты, белки-переносчики, молекулы АТФ-синтетазы и зеленый пигмент хлорофилл.

Читайте также:  Почему ушел самсонов с проекта? кто в этом помог ему?

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Хлорофилл выполняет две функции: поглощения и передачи энергии. При воздействии кванта света хлорофилл теряет электрон, переходя в возбужденное состояние. С помощью переносчиков электроны скапливаются с наружной поверхности мембраны тилакоидов, тем временем внутри тилакоида происходит фотолиз воды (разложение под действием света):

  • H2O —> H+ + OH-
  • Гидроксид-ионы отдают лишний электрон, превращаясь в реакционно способные радикалы OH, которые собираются вместе и образуют молекулу воды и свободный кислород (это побочный продукт, который в дальнейшем удаляется в ходе газообмена).
  • 4OH —> 2H2O + O2↑

Образовавшиеся при фотолизе воды протоны (H+) скапливаются с внутренней стороны мембраны тилакоидов, а электроны — с внешней. В результате по обе стороны мембраны накапливаются противоположные заряды.

При достижении критической разницы, часть протонов проталкивается на внешнюю сторону мембраны через канал АТФ-синтетазы. В результате этого выделяется энергия, которая может быть использована для фосфорилирования молекул АДФ:

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Протоны, попав на поверхность мембраны тилакоидов, соединяются с электронами и образуют атомарный водород, который используется для восстановления молекулы-переносчика НАДФ (никотинамиддинуклеотидфосфат). Благодаря этому окисленная форма — НАФД+ превращается в восстановленную — НАДФ∗H2.

Предлагаю создать квинтэссенцию из полученных нами знаний. Итак, в результате светозависимой фазы фотосинтеза образуются:

  • Свободный кислород O2 — в результате фотолиза воды
  • АТФ — универсальный источник энергии
  • НАДФ∗H2 — форма запасания атомов водорода

Кислород удаляется из клетки как побочный продукт фотосинтеза, он совершенно не нужен растению. АТФ и НАДФ∗H2 в дальнейшем оказываются более полезны: они транспортируются в строму хлоропласта и принимают участие в светонезависимой фазе фотосинтеза.

Светонезависимая (темновая) фаза

Светонезависимая фаза происходит в строме (матриксе) хлоропласта постоянно: и днем, и ночью — вне зависимости от освещения.

При участии АТФ и НАДФ∗H2 происходит восстановление CO2 до глюкозы C6H12O6. В светонезависимой фазе происходит цикл Кальвина, в ходе которого и образуется глюкоза. Для образования одной молекулы глюкозы требуется 6 молекул CO2, 12 НАДФ∗H2 и 18 АТФ.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Таким образом, в результате темновой (светонезависимой) фазы фотосинтеза образуется глюкоза, которая в дальнейшем может быть преобразована в крахмал, служащий для запасания питательных веществ у растений.

Значение фотосинтеза

Значение фотосинтеза невозможно переоценить. Уверенно утверждаю: именно благодаря этому процессу жизнь на Земле приобрела такие чудесные и изумительные формы, какие мы видим вокруг себя: удивительные растения, прекрасные цветы и самые разнообразные животные.

В разделе эволюции мы уже обсуждали, что изначально в составе атмосферы Земли не было кислорода: миллиарды лет назад его начали вырабатывать первые фотосинтезирующие бактерии — сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Постепенно кислород накапливался, и со временем на Земле стало возможно аэробное (кислородное) дыхание. Возник озоновый слой, защищающий все живое на нашей планете от губительного ультрафиолета.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Говоря о роли фотосинтеза, выделим следующие функции, объединяющиеся в так называемую космическую роль растений. Итак, растения за счет фотосинтеза:

  • Синтезируют органические вещества, являющиеся пищей для всего живого на планете
  • Преобразуют энергию света в энергию химических связей, создают органическую массу
  • Растения поддерживают определенный процент содержания O2 в атмосфере, очищают ее от избытка CO2
  • Способствуют образованию защитного озонового экрана, поглощающего губительное для жизни ультрафиолетовое излучение

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Хемосинтез (греч. chemeia – химия + synthesis — синтез)

Хемосинтез — автотрофный тип питания, который характерен для некоторых микроорганизмов, способных создавать органические вещества из неорганических. Это осуществляется за счет энергии, получаемой при окислении других неорганических соединений (железо- , азото-, серосодержащих веществ).

Хемосинтез был открыт русским микробиологом С.Н. Виноградским в 1888 году. Большинство хемосинтезирующих бактерий относится к аэробам, для жизни им необходим кислород.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

При окислении неорганических веществ выделяется энергия, которую организмы запасают в виде энергии химических связей. Так нитрифицирующие бактерии последовательно окисляют аммиак до нитрита, а затем — нитрата. Нитраты могут быть усвоены растениями и служат удобрением.

Помимо нитрифицирующих бактерий, встречаются:

  • Серобактерии — окисляют H2S —> S 0 —> (S+4O3)2- —> (S+6O4)2-
  • Железобактерии — окисляют Fe+2 —>Fe+3
  • Водородные бактерии — окисляют H2 —> H+12O
  • Карбоксидобактерии — окисляют CO до CO2

Значение хемосинтеза

Хемосинтезирующие бактерии являются неотъемлемым звеном круговорота в природе таких элементов как: азот, сера, железо.

Нитрифицирующие бактерии обеспечивают переработку (нейтрализацию) ядовитого вещества — аммиака. Они также обогащают почву нитратами, которые очень важны для нормального роста и развития растений (это происходит за счет клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений).

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Источник: https://studarium.ru/article/124

Что такое фотосинтез? История открытия процесса, фазы фотосинтеза и его значение

В настоящее время школьники впервые знакомятся со сложными процессами фотосинтеза уже в 6 классе.

Но еще 300-400 лет назад ответ на вопрос «откуда растения берут питательные вещества для строительства своих клеток?» занимал умы ученых во всем мире.

Первым и очевидным ответом было предположение, что из земли. Однако, в далеком 1600 году фламандский ученый Ян Батист ван Гельмонт решил проверить влияние почвы на рост растений и провел уникальный в своей простоте опыт. Естествоиспытатель взял веточку ивы и бочку с почвой. Предварительно их взвесил. А затем посадил отросток ивы в бочку с почвой.

Долгие пять лет ван Гельмонт поливал молодое деревце лишь дождевой водой. А через пять лет выкопал деревце, и вновь взвесил отдельно деревце и отдельно почву. Каково же было его удивление, когда весы показали, что деревце увеличило свой вес практически в тридцать раз, и совсем не походило на тот скромный прутик, что был посажен в кадку. А вес почвы уменьшился всего на 56 граммов.

Ученый сделал вывод. что почва практически не дает строительного материала растениям, а все необходимые вещества растение получает из воды.

После ван Гельмонта различные ученые повторили его опыт, и сложилась так называемая «водная теория питания растений».

Одним из тех, кто попытался возразить этой теории был М.В. Ломоносов. И строил он свои возражения на том, что на пустых, скудных северных землях с редкими дождями растут высокие, мощные деревья. Михаил Васильевич предположил, что часть питательных веществ растения впитывают через листья, но доказать свою теорию экспериментально он не смог.

И как часто бывает в науке, помог его величество случай.

Однажды нерадивая мышь, решившая поживиться церковными запасами, случайно перевернула банку и оказалась в ловушке. И через некоторое время погибла.

К нашей удаче, эту мышь в банке обнаружил Джозеф Пристли, который был не просто священником, а по совместительству ученым-химиком, и очень интересовался химией газов и способами очистки испорченного воздуха.

И тут церковным мышам не повезло. Они стали участницами различных опытов английского ученого.

Джозеф Пристли ставил под одну банку горящую свечу, а в другую сажал мышь. Свеча тухла, грызун погибал.

В наше время его самого зоозащитники посадили бы в банку, но в далеком 1771 году ученому никто не помешал продолжить свои опыты. Пристли посадил мышь в банку, где до этого потухла свеча. Животное погибло еще быстрее.

И тогда Пристли сделал вывод, что раз все живое на Земле до сих пор не погибло, Бог (мы же помним, что Пристли был священником), придумал некий процесс, чтобы воздух вновь был пригоден для жизни. И скорее всего, основная роль в нем принадлежит растениям.

Чтобы доказать это, ученый взял воздух из банки где погибла мышь, и разделил его на две части. В одну банку он поставил мяту в горшочке. А другая банка ждала своего часа.

Через 8 дней растение не только не погибло, а даже выпустило несколько новых побегов. И он опять посадил грызунов в банки. В той, где росла мята — мышь была бодра и закусывала листиками.

А в той, где мяты не было — практически моментально лежала дохлая мышиная тушка.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Опыты Пристли вдохновили ученых, и во всем мире начали отлавливать мелких грызунов и пытаться повторить его эксперименты.

Но мы же помним, что Пристли был священником и весь день, до вечерней службы мог заниматься исследованиями.

А Карл Шееле, аптекарь из Швейцарии, экспериментировал в домашней лаборатории в свободное от работы время, т.е. по ночам, и мыши дохли у него независимо от присутствия мяты в банке.

В результате его экспериментов получалось, что растения не улучшают воздух, а делают его непригодным для жизни. И Шееле обвинил Пристли в обмане научной общественности.

Пристли не уступил, и в результате противостояния ученых было установлено, что для восстановления воздуха растениям необходим солнечный свет.

Именно эти опыты положили начало изучению фотосинтеза.

Исследование фотосинтеза стремительно продолжалось. Уже в 1782 году, спустя всего лишь 11 лет после исследований Пристли, швейцарский ботаник Жан Сенебье доказал, что органоиды растений разлагают углекислый газ в присутствии солнечного света.

И практически еще сто лет провальных и удачных экспериментов понадобилась ученым разных специальностей, чтобы в 1864 году немецкий ученый Юлиус Сакс смог доказать, что растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород в соотношении 1:1.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1.

Рабочая тетрадь разработана к учебнику «Биология. 6 класс» (авт. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко), входящему в систему «Алгоритм успеха».

Содержит проблемные и тестовые задания, позволяющие учителю организовывать дифференцированную практическую работу шестиклассников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний, привлекая учащихся к самооценке учебной деятельности.

Купить

Значение фотосинтеза для жизни на Земле

И теперь становится понятна важность процесса фотосинтеза для жизни на земле. Именно благодаря этому сложному химическом процессу стало возможно зарождение жизни на земле и существование человека.

Кто-то может возразить, что на Земле есть места, где не растут ни деревья ни кустарники, например, пустыни или Арктические льды. Ученые доказали, что доля кислорода, выделяемого зеленой массой лесов, кустарников и трав — т. е.

растений, что обитают на поверхности суши, составляет всего около 20% газообмена, а 80% кислорода приходится на мельчайшие морские и океанские водоросли, которые потоками воздуха переносятся по всей планете, позволяя дышать животным в экстремальных, практически лишенных растительности регионах нашей удивительной планеты.

Благодаря фотосинтезу вокруг нашей планеты сформировался защитный озоновый экран, защищающий все живое на земле от космической и солнечной радиации, и живые организмы смогли выйти на сушу из глубин океана.

Подробнее о «великой кислородной революции» можно прочитать в учебнике «Биология 10-11 классы» под редакцией А.А. Каменского на портале LECTA.

К сожалению, в настоящее время кислород потребляют не только живые существа, но и промышленность. Уничтожаются тропические леса, загрязняются океаны, что приводит к снижению газообмена и увеличению дефицита кислорода.

Определение и формула фотосинтеза

Определение и формула фотосинтеза

Слово фотосинтез состоит из двух частей: фото — «свет» и синтез — «соединение», «создание». Если подходить к определению упрощенно, то фотосинтез — это превращение энергии света в энергию сложных химических связей органических веществ при участии фотосинтетических пигментов. У зеленых растений фотосинтез происходит в хлоропластах.

  • Схема фотосинтеза, на первый взгляд, проста:
  • Вода + квант света + углекислый газ → кислород + углевод
  • или (на языке формул):
  • 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2
  • Если копнуть поглубже и посмотреть на лист в электронный микроскоп, выяснится удивительная вещь: вода и углекислый газ ни в одной из структурных частей листа непосредственно друг с другом не взаимодействуют.

Фазы фотосинтеза

К фотосинтезу способны не только растения, но и многие одноклеточные животные благодаря специальным органоидам, которые называются хлоропласты.

Читайте также:  Почему мужчины боятся красивых женщин? несправедливая предвзятость

Хлоропласты — это пластиды зеленого цвета фотосинтезирующих эукариот. В состав хлоропластов входят:

  1. две мембраны;
  2. стопки гранов;
  3. диски тилакоидов;
  4. строма — внутреннее вещество хлоропласта;
  5. люмен — внутреннее вещество тилакоида.

Сложный процесс фотосинтеза состоит из двух фаз: световой и темновой. Как понятно из названия, световая (светозависимая) фаза происходит с участием квантов света.

Название темновая фаза вовсе не означает, что процесс происходит в темноте. Более точное определение — светонезависимая. Т.е.

для реакций, происходящих в этой этой фазе, свет не нужен, а протекает она одновременно со световой, только в других отделах хлоропласта.

Многие делают ошибку, говоря, что в процессе фотосинтеза происходит производство растениями такого необходимого человечеству кислорода. На самом деле фотосинтез — это синтез углеводов (например, глюкозы), а кислород — лишь побочный продукт реакции.

Световая фаза фотосинтеза

Световая фаза фотосинтеза происходит на мембранах тилакоидов. Фотон света, попадая на хлорофилл, возбуждает его и происходит выделение электронов и скопление отрицательно заряженных электронов на мембране. После того, как хлорофилл потерял все свои электроны, квант света продолжает воздействовать на воду, вызывая фотолиз Н2О.

  1. Н2О → Н+ + ОН-
  2. Положительно заряженные протоны водорода накапливаются на внутренней мембране тилакоида.
  3. Получается такой бутерброд: с одной стороны отрицательно заряженные электроны хлорофилла, с другой – положительно заряженные протоны водорода, а между ними – внутренняя мембрана тилакоида.
  4. Гидроксильные ионы идут на производство кислорода:
  5. 4ОН → О2 + 2Н2О

Когда количество протонов водорода и электронов достигает максимума, запускается специальный переносчик — АТФ-синтаза. АТФ-синтаза выталкивает протоны водорода в строму, где их подхватывает специальный переносчик никотинамиддинуклеотидфосфат или сокращенно НАДФ. НАДФ — специфический переносчик протонов водорода в реакциях углеводов.

  • Прохождение протонов водорода через АТФ-синтазу сопровождается синтезом молекул АТФ из АДФ и фосфата или фотофосфорилированием, в отличие от окислительного фосфорилирования.
  • На этом световая фаза фотосинтеза заканчивается, а НАДФН+ и АТФ переходят в темновую фазу.
  • Повторим ключевые процессы световой фазы фотосинтеза:
  1. Фотон попадает на хлорофилл с выделением электронов.
  2. Фотолиз воды.
  3. Выделение кислорода.
  4. Накопление НАДФН+.
  5. Накопление АТФ.

У некоторых растений фотосинтез идет по упрощенному варианту, который называется «циклическое фосфорилирование» и разбирается этот процесс в учебнике «Биология 10-11 классы» под редакцией А. А. Каменского на портале LECTA.

Темновая фаза фотосинтеза

Темновая фаза фотосинтеза — совокупность ферментативных реакций, которые происходят в строме хлоропласта. Результатом таких реакций является восстановление поглощенного СО2 при помощи НАДФН+ и АТФ из световой фазы, а еще – синтез сложных органических веществ.

В настоящее время учеными открыто три различных варианта реакций, протекающих в темновую фазу фотосинтеза.

В зависимости от метаболизма, СО2 растения делят на:

  1. С3-растения — большинство сельскохозяйственных культур, произрастающих в умеренном климате, у которых в результате реакций СО2 превращается в фосфоглицериновую кислоту.
  2. С4-растения — растения тропиков и субтропиков, наиболее живучие сорняки. У этих растений в результате реакций СО2 превращается в оксалоацетат.
  3. САМ-растения — особый тип С4-фотосинтеза у растений, испытывающих дефицит влаги.

Более подробно остановимся на реакциях С3-фотосинтеза, присущих большинству растений и носящих название цикл Калвина.

Мелвин Калвин, американский химик, в 1961 году за определение последовательности реакций при усвоении СО2 был удостоен Нобелевской премии в области химии.

В ходе реакций цикла образуется глюкоза. Чтобы получилась всего лишь одну молекулу глюкозы, последовательные реакции цикла Кальвина одна за другой происходят целых шесть раз и на ее построение тратится шесть молекул СО2, восемнадцать молекул АТФ, двенадцать НАДФН+ и двадцать четыре протона.

В ходе дальнейших исследований с меченым радиоактивным углеродом было установлено, что у некоторых тропических и субтропических растений синтез углеводов идет другим путем. И в 1966 году австралийские ученые М. Хетч и К. Слэк описали С4-фотосинтез, который в их честь называется циклом Хетча-Слэка.

Главное отличие этих путей фотосинтеза в том, что у С3-растений процесс фотосинтеза протекает лишь в клетках мезофилла, а у С4-растений как в клетках мезофилла, так и в клетках обкладки сосудистых пучков.

На первый взгляд, увеличение количества реакций может показаться лишенным смысла. Однако в природе не существует ничего бессмысленного или излишнего.

И путь С4-фотосинтеза — эволюционное приспособление растений к более сухому и жаркому климату.

Произрастание в условиях ограниченного водоснабжения привело к снижению транспирации для уменьшения потерь воды, что в свою очередь привело к дефициту диоксида углерода и необходимости его концентрации в клетках обкладки.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Также существует еще один уникальный механизм фотосинтеза, характерный для суккулентов. Он носит название САМ(crassulaceae acid metabolism)— «путь фотосинтеза». Химические реакции напоминают путь метаболизма С4, однако здесь химические реакции разделены не в пространстве, а во времени. Диоксид углерода накапливается в темное время суток.

Протекание фотосинтетических реакций в таком варианте позволяет растениям осуществлять процесс фотосинтеза в условиях значительного дефицита влаги. Считается, что данный путь фотосинтеза сформировался самым последним в ходе эволюции.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Изучая пути фотосинтеза, Вы могли заметить, что в ходе эволюции вырабатываются уникальные приспособительные механизмы к различным условиям существования: от засушливых пустынь до морских глубин.

Тайны живой природы помогут открыть электронные учебники по биологии на портале LECTA.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/fotosintez/

Фотосинтез — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс)

Фотосинтез — важнейший процесс, лежащий в основе возникновения и существования подавляющего большинства организмов на Земле.

Фотосинтез — это процесс образования органических соединений из диоксида углерода (CO2) и воды (H2O) с использованием энергии света.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Хлоропласты в клетках растений и складки цитоплазматической мембраны прокариот содержат зелёный пигмент — хлорофилл. Хлорофилл обладает особой химической структурой, которая позволяет ему улавливать кванты света. Молекула хлорофилла способна возбуждаться под действием солнечного света, отдавать свои электроны и перемещать их на более высокие энергетические уровни.

Пример:

этот процесс можно сравнить с подброшенным вверх мячом. Поднимаясь, мяч запасается потенциальной энергией; падая, он теряет её. Электроны не падают обратно, а подхватываются молекулами переносчика электронов НАДФ+  (никотинамидадениндинуклеотидфосфата). При этом их энергия частично расходуется на образование АТФ.

Процесс фотосинтеза включает две последовательные фазы: световую и темновую.

Световая фаза

Световая фаза — это этап, на котором энергия света, поглощённая хлорофиллом, преобразуется в электрохимическую энергию в цепи переноса электронов. Она осуществляется на свету, в мембранах гран тилакоидов, при участии белков-переносчиков и АТФ-синтетазы.

Световая фаза фотосинтеза растений включает в себя нециклическое фосфорилирование и фотолиз воды

На фотосинтетических мембранах гран хлоропластов происходят следующие процессы:

  • возбуждение электронов хлорофилла квантами света и их переход на более высокий энергетический уровень;
  • восстановление акцепторов электронов — НАДФ+ до НАДФ·Н2;
  • фотолиз воды, происходящий при участии квантов света:

Результатами световых реакций являются:

  • фотолиз воды с образованием свободного кислорода;
  • синтез АТФ;
  • восстановление НАДФ+ до НАДФ·Н.

Обрати внимание!

В реакциях световой фазы фотосинтеза накапливается энергия в НАДФ·Н и АТФ, которая тратится в процессах темновой фазы.

Синтез АТФ из АДФ за счёт энергии света — очень эффективный процесс: за одно и то же время в хлоропластах образуется в (30) раз (!) больше АТФ, чем в митохондриях.

Во время световой фазы образуются богатые энергией молекулы и ионы водорода, необходимые для темновой фазы фотосинтеза. Дальнейшие процессы фотосинтеза могут идти и без солнечного освещения.

Темновая фаза

Реакции темновой фазы фотосинтеза протекают независимо от света.

Темновая фаза — процесс преобразования CO2 в глюкозу с использованием энергии, запасённой в молекулах АТФ и НАДФ·Н.

  • Эти реакции осуществляются в строме хлоропластов, куда из тилакоидов поступают богатые энергией вещества: НАДФ·Н и АТФ, накопленные в реакциях световой фазы фотосинтеза.
  • Источник углерода (CO2) растение получает из воздуха через устьица.
  • Превращение углекислого газа в глюкозу в ходе темновой фазы фотосинтеза получило название цикла Кальвина по имени его открывателя.
  • Результатом темновых реакций является превращение углекислого газа в глюкозу, а затем в крахмал.
  • Помимо молекул глюкозы в строме хлоропластов происходит образование аминокислот, нуклеотидов, спиртов.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Суммарные уравнения и частные реакции фотосинтеза представлены в таблице.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

Значение фотосинтеза

1. В процессе фотосинтеза образуется свободный кислород, который необходим для дыхания организмов.

2. Фотосинтез обеспечивает постоянство уровня CO2 и O2 в атмосфере.

3. Фотосинтез обеспечивает образование органических веществ, а следовательно, пищу для всех живых существ.

4. В верхних слоях воздушной оболочки Земли из кислорода образуется озон O3, из которого формируется защитный озоновый экран, предохраняющий организмы от опасного для жизни воздействия ультрафиолетового излучения.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

Иллюстрации:

http://sdo.irgups.ru/moodle/mod/resource/view.php?id=5689

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/biokhimicheskie-protcessy-v-kletke-16037/pitanie-kletki-fotosintez-17332/re-52ca8624-7314-4a96-b975-ac73315abced

Урок "Фотосинтез,его значения в природе и жизни человека "

Тема.Фотосинтез.

Образовательная цель:Познакомить учащихся с сущность процесса фотосинтеза и его значения в природе и жизни человека

Задачи:

  • Изучить историю открытия фотосинтеза.
  • Изучить результаты экспериментов по выявлению условий, необходимых для процесса фотосинтеза.
  • Составить уравнение фотосинтеза.
  • выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза.

2. Развивающая цель:развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.

Задачи:

  • развивать умение выделять главное, сопоставлять, делать обобщения и выводы.
  • развивать коммуникативные способности учащихся.
  • развивать навыки самостоятельной работы с новым материалом;
  • развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.
  • развивать навыки устной монологической речи.

3. Воспитательная цель:Воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.стремление к получению новых знаний, самостоятельность, умения работать в коллективе.

Задачи:

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к процессу изучения биологии.
  • Тип урока:изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
  • Методы обучения:репродуктивные (вступительные слова учителя), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
  • Ход работы

І.Организационный момент.

  1. Во всём мне хочется дойтиДо самой сути,В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,
  2. До сердцевины…»
  3. Добрый день дорогие мои дети и гости.
  4. Дети я думаю Вы немного волнуетесь, поэтому давайте подбодрим друг друга улыбнемся, пожмем руку своему соседу по парте.
  5. Ну что готовы, тогда начнем.
  6. ІІ.Актуализация опорных знаний
  7. Итак,вспомним

1.Что такое организм?

2.Дайте определение термину клетка.

3.Какие существуют растения по типу питания?

3.Почему растения называют автотрофами?

4.Что такое хлоропласты?

ІІІ. Проверка домашнего задания.

Давайте проверим наши знания в виде тестового контроля.

1.К какой таксономической группе следует относить все растения?

  • а)Отдел
  • б)Класс
  • в)Царство
  • г) Род

2. К каким организмам по способу питания следует относить растения?

  1. а) гетеротрофы
  2. б) автотрофы
  3. в) миксотрофы
  4. г) хемосинтетики

3. Что из перечисленного ниже для растений НЕ характерно?

  • а) фотосинтез
  • б) захват твердых веществ
  • в) размножение частями тела
  • г) транспорт веществ по организму
Читайте также:  Почему нужно заниматься спортом? мотивация для ленивых

4. Каким термином называют органы растения, основными функциями которых является питание, дыхание, рост и развитие растения?

  1. а) вспомогательные
  2. б) вегетативные
  3. в) генеративные
  4. г) главные
  5. 5. Строение растений изучает наука:
  6. а) экология
  7. б) морфология
  8. в) ботаника
  9. г) физиология
  10. 6. Побегом называют:
  11. а) стебель
  12. б) лист
  13. в) почки
  14. г) все варианты правильные

Обменяйтесь пожалуйста своей тетрадью с соседом по парте. Проверяем работу. 1в ,2б,3б,4б,5 в,6 г.

Из каких органов состоит дерево? -стебель,листья,корень,цветок,плоды. Собераем дерево(на доске)

ІV. Мотивация учебной деятельности

Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?

400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.

Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?

Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.

Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее.

Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей.

Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 65 кг питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.

Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.

Листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.

  • Запишите тему сегодняшнего урока «Фотосинтез».
  • На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса;
  • познакомиться с историей открытия фотосинтеза; выявить приспособления растений к фотосинтезу.
  • Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

V. Изучение нового материала.

План урока

  1. История изучения питания растений.

  2. Результаты экспериментов по выявлению условий, необходимых для фотосинтеза.

  3. Приспособления растений к фотосинтезу.

  4. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение?

Было совершенно ясно, что растение не может жить без почвы. Поэтому сначала предполагали, что именно из почвы растение получает все необходимое. В XVII веке голландский врач Ян Баптист ван Гельмонт доказал, что почва для растения не самое главное.А что главное мы узнаем по результатам нашей исследовательской работы.

Результаты исследований мы будем заносить в таблицы.

Посмотрите на экран рисуем таблицу (три столбика автор….)

Автор опыта Описание и результат опыта Вывод
Ян ван Гельмонт За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г. Растение строит тело с участием воды
Джозеф Пристли Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила. английский химик Джозефа Пристли, в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака , под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения( там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было- там мышь погибла. — Как вы думаете, почему погибла мышь? Растение выделяет кислород
Дети, сегодня к нам на урок я пригласила ученых. Они расскажут нам о своих исследованиях в области фотосинтеза. Встречайте Ян Ингенхауз, Жан Сенебье, Юлиус Сакс
Д.Пристли Ян Ингенхауз На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось. Кислород выделяется только на свету
Жан Сенебье С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода). Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа
Юлиус Сакс В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой. На свету в растениях образуется крахмал
На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофилл)

Обобщим полученные результаты в виде “уравнения”:

Углекислый газ + вода Солнечный свет Органическое вещество (глюкоза) + кислород
—>
Хлорофилл
  1. Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ
  2. Фотосинтез – процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ (углеводов) из неорганических за счет энергии света.
  3. Итак, мы славно потрудились и пришло время восстановить наши силы.

VІ. Проведение физкультминутки.

Ветер по лесу летал, (дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.)Ветер листики считал.( загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)Вот дубовый,Вот кленовый,Вот рябиновый резной,Вот с березки золотой.И последний лист с осинкиВетер бросил на тропинку. (Опускают руки, приседают. )Ветер по лесу кружил, (Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.)

Ветер с листьями дружил. (Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)

  • Задание: прочитайте стихотворение и выпишите условия протекания фотосинтеза.
  • Вода, по стеблям поднимаясьИдет к зеленому листуИ с СО2 соединяясьДает нам сахар на свету.Вот так творение природы –Полезный, добрый хлорофиллСпособен прокормить народы
  • Хотя уж к вечеру без сил.
  • Какие приспособления имеют растения для фотосинтеза?
  • 1) множество листьев с плоской поверхностью;
  • 2) черешок для поворачивания листьев к свету;
  • 3) мозаичное расположение листьев;
  • 4) прозрачные, неокрашенные клетки кожицы листа для проникновения света;
  • 5) устьица, обеспечивающие газообмен;
  • 6) особые пластиды хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, способный улавливать солнечный свет.
  • Как, в каком направлении шла эволюция растений?
  • В сторону образования черешковых листьев, зеленой окраски, улавливающих самый короткий спектр света.
  • Значение фотосинтеза:
  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли

VІІ. Подведение итогов урока.

Давайте решим кроссворд.

Почему растение называют автотрофом? О фотосинтезе и его значении

1.Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.

2.Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза.

3.Газ, поглощаемый растениями в процессе дыхания.

4.Процесс расщепления органических веществ в клетке для обеспечения ее энергией.

5.Органическое вещество – продукт фотосинтеза.

6.Основной орган растения в котором происходит фотосинтез

7.Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях. окрашивается в синий цвет под действием йода.

8.Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

Работа с карточками.

Познавательные задачи:

1.Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е.40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

(ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

2.Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней –150 г; за 365 дне –1825 г)

3.Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему?

(ответ: у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)

4.Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?

(ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

5.Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила?Почему?

(ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

7.К.А. Тимирязев писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, -он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.». какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?

(ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)

Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).

Сегодня на уроке вы хорошо работали. Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать, мыслить, рассуждать.

VІІ. Домашнее задание.

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

  1. “Желтые” — прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.105

  2. “Синие” — надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?” Ответ поясните”. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.

  3. “Красные” — выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов? Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”

Закончить урок я хочу словами Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…”

Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.

  1. Фотосинтез идет на свету круглый год.
  2. И он людям дает пищу и кислород.
  3. Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,
  4. Без него на Земле обойтись нам нельзя.
  5. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
  6. Фотосинтез всему этому голова.
  7. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
  8. И озоновый слой будет нас защищать.

Источник: https://vseosvita.ua/library/urok-fotosintezego-znacenia-v-prirode-i-zizni-celoveka-104187.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector