Почему землю называют кормилицей? к вопросу об истоках любви к родному краю

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю

Согласно народным представлениям Мать сыра земля — одна из основных составных частей мироздания. В древнерусских народных заговорах часто обращались за помощью к Земле, как к родной матери: «Гой еси, сырая земля, матёрая! Матерь нам еси родная, всех еси нас породила».

Герои русских народных сказок припадают к земле-матушке дабы набраться силушки богатырской, или спросить у неё совета, а уходя на чужбину, богатырь берёт горстку родной землицы как духовный оберег.

Особое отношение русского народа к родной земле выражается и в земных поклонах, матери и отцу, родному дому и земле родной в знак благодарности и любви.

Клятва землей осталась ныне только в игре, а в былые времена ни один договор или клятва не обходились без обряда с землею, клятвенно доказывая свою правоту ели землю. При делении земли наши прадеды обходили свой участок земли, с комом земли на голове, или на спине, или держали земляной ком за пазухой, как знак собственности.

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю

Самая главная силушка матери земли в плодородии. «Мать-земля сыра, кормилица»  считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому её и уподобляли женщине-матери.

Оплодотворённая весенним дождём земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род.

В одном из древнерусских заговорах говорится: «Ты напои Мать-Сыру-Землю студеной водой, чтобы принесла она зерно, всколыхала, возвратила его мне большим колосом».

С почитанием родной земли-матери связана и жизнь каждого человека, понятие рода, Родины, страны, государства. Со словом «земляк» связано понятие родства, то есть особого братства людей, рождённых от родной земли-матери.

В славянских представлениях Земля — живой образ, а потому она умеет скорбеть, плакать, дышать, защищать, давать силы. Как живой организм земля засыпает зимой и пробуждаться весной, вступая в брачный союз с дождевым грозовым небом.

У наших предков жить на Земле означало ухаживать за ней, работать на ней, не истощать, а удобрять ее, ласкать Землю, разговаривать, ладить с ней.

 Земле приписывали всеобщую материнскую любовь ко всему живому: «Земля як мати!», «У Земли и жучок — дитятко», «Земля каждую травинку жалеет».

Земледельцы празднуют в честь Матушки-земли Духов день, когда земля — именинница, они не пашут, не боронят, не роют, не втыкают колья. А на следующий день, приступая к работе, они говорили:  «Цветущая Земля! Благослови дело рук наших!». «Господь повелел от земли кормиться». «Без хозяина земля — круглая сирота».

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю

Несмотря на отчаянную храбрость древнерусских воинов в бою, были вещи, которых они опасались. Среди них — болезни, немощь, смерть.

У русских воинов-казаков было множество примет, предвещающих несчастье. Упадет икона со стены — к смерти; начнут трещать, оседая, стены дома, заскрипит калитка или дверь — опять к смерти; сова заухает — к несчастью, болезни и смерти.

Несмотря на принятие православного христианства в 988 году, в русском народе долгое время сохранялись языческие обычаи и обряды. Воинский казацкий быт сохранил множество языческих суеверий — ночью опасались выходить из дому, поднимать предметы с земли, в горах они опасались вихрей.

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю

Казаки российской императорской армии.

Особая Сила родной земли.

Уезжая в далекий путь, не только древнерусские воины, но и купцы, и простые люди, покидающие родной дом, обязательно брали с собой горсть родной земли и носили её на груди в ладанке как своеобразный оберег, защищающий от смерти и всех бед.

Этот древний языческий обычай сохранился до наших дней.

Среди наших предков существовал обычай на чужбине высыпать себе под ноги часть взятой с собою родной земли со словами: «Я по своей земле хожу», чтобы родная земля защищала от болезни и смерти, и помогала им не скучать по родине.

В случае смерти на чужбине родную землю клали вместе с умершим в могилу. Остатки этого древнего ритуала сохранились в народе до наших дней. Вернувшись с чужбину на родину, воины-казаки вставали на колени, целовали родную землю.

Если смерть всё же приходила, то и древнерусский воин, и казак должен был принять её смело, веруя в Христа и надеясь на его милость. «Всяк человек — земля есть и в землю отыдет», — говорится в Священном Писании.

Умирающий воин-казак должен был причаститься у священника, а у староверов причастие осуществляли монахи, обрядчики или уставники.

Если воин-казак умирал без последнего причастия, это считалось большим несчастьем, а семья покойного должна была делать добрые дела и устраивать молебны в течение 40 дней, пока решается посмертная участь казацкой души.

Умирающему воину-казаку пытались облегчить смерть, распахивая в доме окна и двери, верили, что он начинал видеть ангелов и бесов.

 О его участи судили по глазам, если глаза его были «веселы» — значит, умирающий видел ангела и участью его был рай, а если глаза «выкатывались от ужаса» — значит, грехов у казака было слишком много и его ждал ад. Не принимает Мать-земля только колдунов да самоубийц.

После смерти тело казака обмывали и обряжали, хоронили по христианскому обычаю на третий день, гроб казаки несли на руках в христианский храм, где его отпевал православный священник, который потом и провожал его до могилы, а у староверов — покойника на третий день несли прямо на кладбище.

По дороге на кладбище и во время похорон у русских казаков-терцев и гребенцев полагалось причитать и плакать. Когда гроб опускали в могилу, собравшиеся родственники и друзья бросали по горсти земли, с пожеланием покойнику Царствия Небесного.

Доныне в России соблюдают обычай бросать горсть земли в могилу при прощании с умершим.  

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю

Счастьем считалось умереть на своей земле и горем была смерть на чужбине.

И древнерусские воины и сибирские и кубанские воины-казаки верили, что тот, кто похоронен в родной земле, попадёт в рай, поэтому, уходя в военный поход, они всегда брали с собой горсть родной земли.

Именно эта горсть родной земли первой падала в могилу воина-казака, и тогда Душа его считалась спасенной и попадала в Рай.

 Этот древнерусский языческий обычай до сих пор сохранился в русской традиции, родственники привозят на могилу родных, похороненных на чужбине, горсть родной земли.

Историк Е. М. Бородина в статье «Отражение веры православной в традициях казачества» указывает, что казаки Западной Сибири хоронили покойников так же, как и на Кубани — с причитаниями и перечислением казачьих подвигов.

Во время тризны, или погребального пира на стол ставили чашу с вином и столовый прибор для умершего —  в память о нём, а его место за столом никто не занимал.

В первый день тризны следовало вспоминать его храбрость и подвиги воина-казака, его стать, орлиный взор, богатое убранство, лихость, мужество и смелость — казаки верили, что Душе покойного приятно слышать добрые слова друзей, соратников.

Поминальный обед устраивали ещё три раза — на третий, девятый и сороковой день — тогда ходили в храм и раздавали вещи умершего с просьбой  помолиться о нём. Семья покойного ещё год соблюдала траур по умершему. Награды воина-казака и его вещи, имеющие историческую ценность, часто отдавали на хранение в храмы, так как храмовые молитвы достигали и до умершего хозяина вещей.

На могиле воина-казака ставили крест, часто с каменным основанием, но могли поставить и часовенку из камня, где возжигали поминальную свечу, или ставили металлическую часовенку с колокольчиками, напоминающими церковные колокола.

Могила казака был «малым храмом» — на ней можно было помолиться Богу, вспомнить земную жизнь покойного и помолиться о его Душе. Так, например делали в станице Наследской на Южном Урале. Об этом пишет исследователь А. С.

Панин в статье «Провинциальный некрополь Южного Урала».

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю

Представления о посмертной участи Души русского воина-казака по большей части были схожими, как у кубанских, сибирских, запорожских и других казаков, не зависимо от территории проживания.

Русские воины-казаки верили, что душа будет 40 дней проходить воздушные мытарства, ангелы ей помогут восходить в Рай к Богу, а демоны будут искушать и тащить её в ад.

Исследователь казачества Малявкин указывал на страх ада, который использовался часто в воспитательных целях: в каждом казачьем дома висели иконы и картины Страшного Суда. Казаки считали, что ад обязательно находится где-то в горах Кавказа.

Кубанские казаки считали, что Кавказские горы сотворены самим чёртом — об этом говорили кипящие горячие источники, бьющие из недр земли, как из преисподней.

До принятия христианства в древнерусской языческой традиции вообще не существовало понятия ад, а рай представлялся в виде большого, светлого дома, находящегося где-то на равнине или у подножья гор. Свои знания о бессмертии души, о Рае и аде, о посмертном наказании и награде за добродетели древнерусский христианин получил из Библии, Св. Писания Нового Завета.

Авторы Анатолий Федорович Григорьев и Евгений Стефанович Толстокоров в статье «Специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных традициях» указывают на сохранение языческих обрядов в похоронах казаков.

Известно, что воина-казака хоронили  в полном воинском облачении с оружием, офицеров с эполетами, часто клали в гроб именное и наградное оружие, награды. Верили, что на том свете ангелы узнают казака по одежде и непременно проводят его в рай, а там его по цвету лампас узнают сослуживцы.

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю

Представления о Рае у казаков сохраняло языческие черты рай они представляли чем-то вроде дружеской, непрекращающейся пирушки, схожей с небесным пиром павших в бою воинов Одина.

Этот небесный рай в норвежской мифологии называется Валгалла (Valhalla; Old Norse: Valhöll — Валхолл; СВАРГОЛА, обитель древнеславянского бога СВАРОГА — Бог Солнца, и его сына Сварожича — кузнеца).

  По преданию, павшие в бою воины Одина будут жить в Раю — Валгалле до Судного Дня — Рагнарека.

В раю павшие в бою воины воскресают, избавляются от ран, и в полном воинском облачении, садятся за общий стол пировать рядом с Одином.

На пиру воины пьют бессмертный напиток (=мёд, сома — напиток богов), текущий из сосцов всегда доящихся коз (=олицетворение дождя), и едят мясо вепря ( =вепрь, как олицетворении тучи).

Всё, что бывает съедено воинами на пиру за весь день, никогда не умаляется и за ночь опять вырастает.

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю

Истоки этого верования лежат в индийском веровании о корове — общей матери и кормилице всего сущего, рассеченное мясо коровы-кормилицы подавалось на божественных пирах, но каждый раз после съедения мяса коровы грозовые духи вновь создавали священную корову из её снятой кожи. Дождевые облака весной и грозовые тучи вновь собираются и проливают на Землю-матушку благодатный дождь, и земля-кормилица оживает и приносит плоды и богатый урожай. Наши русские сказки упоминают про диво дивное, как оживает убитый медведь или заяц ( = олицетворение грозы).

Корова — главный тотем арийских племён. Арийские кланы продолжают поклоняться корове, вокруг почитания которой будет построено религиозная основа их общества. Не конь, а белая корова у ариев была божественной.

Одно из древнейших верований представляет дождевые облака — быками и дойными коровами Индры, а дождь — молоком, ниспадающим на землю в то время, когда бог-громовник разит их своими молниеносными стрелами.

Такое верование должно было опираться на поэтических выражениях языка, уподобивших летнее облако, питающее дождем нивы, — быку, семя которого плодит стада, и корове, молоко которой кормит семью пастуха.

Источник: http://ru-sled.ru/osobaia-sila-v-gorsti-rodnoj-zemli/

Без деревни-кормилицы нам никак нельзя

Почему землю называют кормилицей? К вопросу об истоках любви к родному краю Распечатать

ТАСС

— Валентин Григорьевич, почему на городской основе не получается у писателей нравственные проблемы так глубоко раскрывать? Город всё-таки живёт больше другими проблемами и живёт в другом ритме. А ритм, когда он, как говорится, выше среднего, мешает людям задуматься о самом главном, о необходимом, о духовном в том числе.

Я не имею в виду обращение многих наших современников к религии. Это-то как раз для нас спасение и в городе, и в деревне. Но в сравнении с деревней, где сама природа заставляет человека быть нравственным, город проигрывает. Это, конечно, не значит, что в деревне все люди — нравственные, все духовно благополучные. Вовсе нет.

Читайте также:  Почему воландеморт моется моим шампунем? опасная связь в ванной

Много людей искалеченных совершенно. Но искалеченных только потому, что их оторвали от земли. Вот я могу судить по своей родной деревне, по Аталанке, что в Иркутской области. Я всё-таки нередко бываю там и вижу, что происходит сейчас, когда людям нечего делать.

Одни бросили, что называется, баловство с водкой, а другие уткнулись в нее совершенно, окончательно. А те, кто тоже был как бы не прочь, уже понимают, что сейчас им — или жить, или погибать. А погибать таким образом это всё-таки стыдно… Но  гибнут. И физически, и морально.

Слышишь, что один «сошёл с круга» от пьянки, от водки, что другой застрелился, а кто-то попал в страшный переплёт, — и сам чувствуешь себя виноватым за эту жизнь.

Но ведь в городе — те же проблемы. И, пожалуй, проявляются они не менее, а зачастую более остро! Соседи, до которых не достучаться. А если в доме нет лифта, то годами немощные старики сидят в  замкнутом пространстве, как под арестом. Город, разумеется, есть город. Город всегда был ближе к тому, чтобы подвергнуть человека всяческим искушениям, чтобы человек перестал быть настоящим. Да, проблемы везде одни, но атмосфера в  городе более соблазнительная и более болезненная. Тут даже и  личная обстановка развращает: бесстыдная реклама, до которой почему-то ответственным людям нет дела, так называемые культурные заведения, старые и новые, от которых несёт неприятным душком…

Сколько времени прошло, а всё вспоминаем Достоевского, как пронзительно описал он пагубность городских «каменных мешков». Недаром сегодня даже из городских новостроек вполне благополучные горожане стараются убежать — кто на скромные шесть соток, кто в престижные загородные дома. Возникают целые модные посёлки.

Правда, туда сразу перекочёвывают городские нравы. Чего стоит хотя бы нашумевшая Рублёвка. Но есть и другие примеры, они подтверждают вашу мысль о благотворном влиянии на человека природы, труда на земле. Земля — кормилица, но она же и наставница, в  ней издавна существуют воспитательные родительские начала.

Вот недавно президент сказал, что примерно 60-70 процентов населения должны заниматься бизнесом. Не много ли это? Прежде, когда люди в колхозах и совхозах трудились, экономисты с сожалением твердили о  том, как много требуется рабочей силы, чтобы производить совсем немного продуктов.

Но дело ведь в том, что эти люди были заняты полезной деятельностью. Когда-нибудь мир придёт к тому, чтобы технику, которая всё делает быстро, но и уродует землю, всё-таки немножко унять. Нужно, чтобы человек тоже работал, чтобы он шевелил мозгами, руками и общался с землёй.

Ведь нравственное воспитание, мне кажется, в деревне происходит благодаря близости к земле, работе в поле, в огороде.

Получается,что нравственность неотделима от экологии труда. В развитых западных странах Европы: Франции, Испании, Италии, Великобритании — существует довольно много мелких фермерских хозяйств, более того, они-то и дают сегодня основную часть сельскохозяйственной продукции, причём, в большинстве случаев — экологически чистую.Одно дело — работает та же доярка в хлеву, где вообще нечем дышать, и коровы, как в концлагере, стоят. И совсем другое дело, когда человек на лугах ухаживает не за безликим стадом, а наблюдает за определённым числом животных, узнаёт их повадки, природное поведение. Не хотелось бы представлять сельскохозяйственный труд как пасторальную идиллию, но можно вспомнить и о том, что именно общение человека и животного в естественной природной среде было основой жизни фольклора.

— До таких ли высоких материй, как фольклор, экология, тем, кто сейчас уже действительно старается просто уничтожить деревню… Ради чего? В Сибири-то, например, вообще просторы необъятные, осваивай…

В Сибири у нас китайцы, которым нужна земля. И не только китайцы. Если вести такую политику, это всё, в конце концов, приберётся к чужим рукам. Но дело-то в другом. Россия без деревни — это не Россия. Она уже и сейчас не похожа на себя, большая часть деревень опустошена, пашни заброшены, а зерно в Россию везут из Канады или Америки.

Деревня почему-то мешает сегодня. Мешала она и в 80-х годах минувшего столетия, когда десятки, сотни тысяч деревень исчезали с лица земли. Хлеба это не прибавило — напротив, вот тогда-то Россия и пошла на поклон к хлебным державам. Окончательный удар по деревне был нанесён при Ельцине.

Никто не возражает: пусть существуют отруба, фермерство, но зачем же было разгонять общину, колхозы, если люди в них сработались и не надрывали землю, и урожай получали богатый. Столыпинская реформа при разных мнениях, тогда существовавших относительно общины и отрубов, позволяла то и другое. И мудро поступала.

Она давала свободу переселенцу: зачинай новую деревню, или соседствуй с сибиряком в старой, или ищи свободы на отрубах. И  эта политика дала поразительные результаты. Начиная с 1906 года, при Столыпине население Сибири увеличивалось на полмиллиона человек в год. Валовой сбор зерна поднялся со 174 миллионов пудов в год до 287 миллионов.

Чтобы ограничить хлебный вал из Сибири, пришлось в Челябинске вводить таможенный барьер. В огромных количествах пошло за границу сибирское масло! Вот ведь какие творились чудеса. И при этом не было никаких надзирателей, никаких уполномоченных.

Не было бойких учёных, администраторов, которые добивались бы покончить со старой деревней как с пережитками прошлого. Не было никого, кого природный календарь сельхозработ подменял бы административным.

Но ведь чтобы сегодня так развернуться, нужны работоспособные люди. А молодёжь не остаётся сейчас в деревне… Остаётся, но немного. Молодые рвутся в город, чтобы стать предпринимателями. Сейчас это модно. Им кажется, что это легко. Но это ведь совсем непросто.

Опыта нет никакого, да и совесть требуется не та. Может быть, молодой деревенский житель уже несколько и извратился, но всё равно у него — совесть…

Она не позволяет ему вот так сразу нырнуть во всё это дело, а это ведь действительно отчаянный поступок — уехать из деревни и заняться предпринимательством. Но всё-таки есть и хорошие примеры: если деревенский житель и разбогател, у него многое от прежнего сознания сохранилось.

Знаете, ведь я собирал деньги на строительство православного храма на родине и очень скоро разобрался, к кому идти: не в банки, не куда-то ещё, а к таким вот совестливым людям. Стал обращаться к ним, и дело пошло.

Всё-таки может быть общность в отношении к миру и жизни у тех, кто трудится на земле и у городских предпринимателей. А могут ли быть общие основания для создания полнокровной гармоничной жизни и в городе, и в деревне? — Общей гармонии для жизни в городе и деревне, мне кажется, быть не может.

Гармонию сельского жителя, прежде всего, составляет природа — красота окружающего его Божьего мира, леса и реки с их обитателями и дарами, сезонные работы на земле, радость от урожая, жизнь не столько по часам, сколько по солнышку, подчинение забот и хлопот годовому циклу, братство с животным миром, молитвенное замирание перед заходящим солнышком. В деревне человек самостоятельней и чувствительней, мастеровитей и полновесней. И сам он приходит здесь в этот мир точно из родной земли, и дальнейшее отцовство его и материнство — от них же, от земли и неба. Здесь он может быть дома в вековечности. Но для этого надо, чтобы рядом с ним не убивалась природа, не загрязнялись реки, не затмевалось солнце. Чтобы власть через каждые двадцать-тридцать лет не набрасывалась на деревню, как на дармоедку, то обрекая её на повальную коллективизацию, то сгоняя в сельхозгорода, то обрекая на верную смерть. И чего добились?! На былых пашнях — бурьяны, и бурьяны в душах людей. Гармония города — это безопасная в условиях многолюдья и нравственной свободы жизнь, значительный перевес порядка над анархией и добра над злом и, конечно же, культура. Культура градостроительства, охрана памятников былых времен, культура быта и поведения и художественная культура (в музыке, архитектуре, кино и во всех иных искусствах). Надо ли говорить, что в мегаполисах, да ещё в современных условиях этой гармонии достичь невозможно в принципе.

-И всё-таки с чего-то надо начинать. Как вы думаете, кому в первую очередь нужна помощь?- Сейчас, в пору мирового кризиса, прежде всего крестьянину помогать надо.

Много без чего можно обойтись — но без хлеба, молока, всего остального, что производит деревня (а она веками отбирала, что полезно человеку и что действительно ему необходимо), — без этого мы не обойдёмся.

Без родной деревни-кормилицы нам никак нельзя! И, кажется, было достаточно времени, чтобы в этом убедиться.

  • По материалам литературно-публицистического и web-журнала «Истоки»
  • Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл:

«ХХ век отмечен именами писателей, о которых мы можем сказать: то были великие писатели. Их было немного, и нет общего мнения, кого к ним отнести, но уже понятно, что Валентин Григорьевич Распутин был одним из главных писателей ХХ века.

Каков главный критерий? Как определить место в этой табели о рангах? Подлинный критерий — время, которое отделяет значимое от менее значимого.

Но самый главный критерий — чувство, которое люди испытывают, когда читают художественные тексты»

Источник: Интерфакс.

Сергей Перевезенский историк и писатель, профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России:

«Образы его героев даже в самых ранних повестях и рассказах были христианскими. Больше того, авторские рассуждения были глубоко православными. Не тот настоящий православный, кто соблюдает все внешние формы религиозности, но тот, кто думает и поступает так, как заповедал Господь.

Валентин Григорьевич был человеком совести.Распутин олицетворял собой нравственную чистоту – в литературе, в жизни, в политических исканиях. Наверное, именно эта нравственная чистота и его литературный гений, та искра Божия, которая в нем сильно и ярко разгорелась, позволяют называть его совестью русского народа.

Он был плоть от плоти своего народа и в силу своего нравственного авторитета имел право говорить и о хорошем в нас, и о плохом. Осознавая, что он имеет моральное право оценивать, мы его слушали и старались исправить то, что он, как писатель, обличал.

А говорил он, в сущности, евангельские истины: живите честно, любите друг друга, прощайте обиды»

Источник: Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»

Леонид Болотин, историк, публицист:

«Моё личное знакомство с Валентином Григорьевичем Распутиным в Январе 2006 года было совершенно мимолетным.

Меня представил писателю мой друг Протоиерей Сергий Разумцов в связи с моими исследованиями о судьбе сибирского крестьянина Григория Ефимовича Распутина-Нового и о происхождении крестьянских родов Распутиных в Сибири от опытных возниц, которые брались перевозить грузы и людей в самые сложные для сибирских дорог весенние и осенние распутицы.

Отец Сергий незадолго до этого передал мою заметку по данному вопросу на суд знаменитого художника Русского Слова.

Меня поразило, с каким вниманием и уважением Валентин Григорьевич отнесся к скромному труду совершенно незнакомого ему человека, уделил мне своё драгоценное время, охотно подтвердил убедительность моих историко-этимологических изысканий, коротко поделился со мной воспоминанием об отце — Григории Никитиче Распутине и его предках.

Благородство и простота великого писателя в общении произвели на меня неизгладимое впечатление, для меня это был краткий, но совершенно незабываемый урок настоящего великодушия и христианской открытости, отзывчивости. Русская литература понесла невосполнимую утрату. Ушел из жизни колоссальный общенациональный талант. Он внес великий вклад в судьбу Русского Народа и Русского Языка. Имя Духовного Воина, Борца за самобытность и независимость России никогда не изгладится из людской памяти! Вечный Покой и Царствие Небесное рабу Божию Валентину!»

Источник: Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»

Владимир Крупин, писатель:«Валентин Распутин пытался сохранить и нравственные христианские ценности русского общества. Он был настоящим христианином, защищавшим православные святыни, поэтому не остался в стороне, когда произошел инцидент с группой Pussy Riot.Он вместе с нашими коллегами опубликовал заявление деятелей культуры «Молчать не позволяет совесть».

Его совесть никогда не молчала.Он не терпел каких-то злых взглядов, какой-то грязи в сторону России. Ему совершенно претило то, что творится сегодня: когда традиционные нравственные ценности стали насмешкой в глазах части общества, когда стыд стал пороком, а гордость за Родину — чем-то нелепым.

Ему была всегда неприятна мысль о том, что молодые девушки стремятся выйти замуж не по любви, а по расчету, также как молодые люди ищут профессию не по душе, а для наживы. Он считал это путем в бездну. Несмотря на то, что Валентин Григорьевич принял крещение в зрелом возрасте, когда ему было уже за сорок, он всегда был верующим человеком.

Он всегда приходил на помощь ближнему, и если сам не мог помочь, просил о помощи других. Никогда не роптал на Бога, даже тогда, когда ему было по-настоящему тяжело. Многие не знают о том, что его первенец умер крохой. В 2006 году снова случился серьезный удар: в авиакатастрофе погибла его единственная любимая дочь Мария. Через несколько лет умирает жена.

В последнее время Валентин тяжело болел, но не унывал. Он считал, что на все воля Божия»

Источник: pravoslavie.ru

Источник: http://rublev.com/interviu/bez-derevni-kormilitsy-nam-nikak-nelzia

Урок-практикум в 4-м классе «Земля — кормилица»

  • Урок-практикум в 4-м классе «Земля — кормилица».
  • Цели урока: познакомить учащихся с различными видами почв, в процессе опытов установить состав почвы, узнать об обитателях почвы, о преобладающих почвах родного края; развивать исследовательские навыки, наблюдательность, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к почве, любовь к родному краю.
  • Оборудование: презентация, карта природных зон, лабораторная посуда у учащихся и учителя
  • ( стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы),
  • у учителя (штатив, держатель, спиртовка, металлическая сетка, почва), коллекция различных видов почв.
  • Ход урока:
Читайте также:  Почему расстались джастин бибер и селена гомес? версии неофициальные

1. Организационный момент.

  1. «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю
  2. и добром плачу» (слайд 1)

2. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, узнаем много интересного. Нам сегодня предстоит выяснить, почему же землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже (слайд 2.)

3. Проверка домашнего задания.

— Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Выполним тест.

1 Лексическая работа

  • Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
  • Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен.
  • Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.
  • Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
  • Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут.
  • Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле, (слайд 3 , 4)
  • 2. Тест « Наши подземные богатства»
  • 1. К полезным ископаемым относятся…
  • а) кирпич, бетон, бензин;
  • б) станки, вазы, ножницы;
  • в) нефть, газ, глина.
  • 2. В строительстве используются…
  • а) торф, железная руда, самоцветы;
  • б) каменный угол, малахит, антрацит;
  • в) песок, глина, гранит.
  • 3. Металлы получают из …
  • а) каменного угля, янтаря, мела;
  • б) жемчуга, известняка, торфа;
  • в) железной руды, медной руды.

4. При помощи буровых установок добывают..

  1. а) нефть, природный газ;
  2. б) калийную соль, алмазы;
  3. в) мрамор, гранит.
  4. 5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести…
  5. а) алмаз, известняк, графит;
  6. б) каменный уголь, торф, нефть;
  7. в) железная руда, поваренная соль, мел.
  8. (слайд 5, 6)

— Ребята, поменяйтесь тестами и самостоятельно проверьте их, сверяя ответы с экраном, (слайд 7, 8). Передайте работы.

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна — получишь взамен сто горстей (слайд9, 10). Спрячешь картофелину — вытащишь много (слайд 11)

Крошечное семечко превращается в огромный арбуз (слайд 12). Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова ( слайд 13). Тоненький росток превращается в прекрасный цветок ( слайд 14). Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод (слайд 15, 16).

Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Как она называется? (у слова земля есть несколько значений, одно из них почва) (слайд 17)

— Что такое почва? (верхний плодородный слой земли). Главное свойство почвы — плодородие, (слайд 18)

— Сегодня нам предстоит выяснить , почему землю называют « кормилицей». (слайд 19)

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сегодня мы с вами — исследователи, мы сделаем несколько опытов и выясним свойства и состав почвы.

3. Практическая работа.

  • — Рассмотрите образцы почвы.
  • — Какого она цвета? (темная)
  • — Что вы в ней видите? (остатки сухих листьев, палочки, траву)
  • — Давайте выясним, что еще входит в состав почвы, (слайд 20).
  • Опыт 1.

— Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (из почвы идут пузырьки). Какой вывод можно сделать? Правильно , в почве есть воздух ( слайд 21). Он помогает корням растений дышать. Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

Опыт 2.

— Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (влажное пятно). Откуда взялась вода? Какой вывод можно сделать? Правильно, в почве есть вода (слайд 21) Вода – вещество, необходимое для жизни растений.

Опыт 3.

— Следующий опыт вам продемонстрирую я.

Нагреем немного почвы над огнем. Что вы видите и чувствуете? (над почвой дым и чувствуется неприятный запах).

Это сгорает перегной — органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.

— Итак, что еще содержится в почве (перегной) (слайд 22).

Опыт 4.

— А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (мутная). На поверхности — мусор. Останки листьев, насекомых.

Что вы видите на дне стакана? ( на самом дне видны песчинки. А сверху глина) . Какой вывод можно сделать? ( в состав почвы входит песок и глина) ( сл.

22)Песок- хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду.

Опыт 5.

— Возьмем несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва, и поместим эту воду на стекло. Подержим над огнем стекло. Вода испарилась. Что вы видите на стекле? (белый налет).

— Кто догадался, что это? Правильно, это соли — питательные вещества, необходимые растениям, (проводится по возможности).

Итак, в почве содержатся соли (слайд 23). Соли образуются благодаря перегною под действием микробов.

  1. Схема «состав почвы», (слайд 24)
  2. ФИЗМИНУТКА
  3. Руки подняли и покачали-
  4. Это деревья в лесу
  5. Руки согнули,
  6. Кисти встряхнули
  7. Ветер сбивает росу.
  8. В стороны руки,
  9. Плавно помашем,
  10. Это к нам птицы летят.
  11. Как они сядут, тоже покажем,
  12. Крылья сложили назад.

4.Обитатели почвы.

— Итак, мы выяснили, какие необходимые вещества для растений содержатся в почве и отчего она плодородна.

— Как вы думаете, а почве, обитают какие — ни будь животные? Давайте познакомимся с некоторыми из них (слайд 25).

-Кого вы увидели ( крот, лесная мышь, медведка, жуки, личинки, черви)Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

5. Типы почв.

Науку о почвах — почвоведение — создал русский ученый — почвовед Василий Васильевич Докучаев ( слайд 26). Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.

— Сейчас мы с вами рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране, (слайд 27)

— В тундре распространены тундровые почвы.

Тундровая почва — светлая, в ней мало перегноя. Почему? (слайд 27, 29, 30).

В тайге — подзолистая почва сероватого цвета (слайд 31 — 35).

В лиственных лесах — серые лесные почвы, в ней много песка (слайд 36, 37).

В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем — почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд 38 — 40).

Болотная почва — содержит толстый слой торфа (слайд 41, 42, 43).

Луговая почва — в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд 44, 45).

— Какие почвы преобладают в нашем крае? (светло – коричневая, бурая,) (слайды 46, 47)

6 Сообщение о черноземе, (слайд 48 – чернозем)

Черноземные почвы имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего страны. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

  • Зная об уникальном плодородии нашей почвы, фашисты воровали ее у нас.
  • 7 Охрана почвы.
  • 1. Беседа с учащимися
  • — Так почему землю называют кормилицей?
  • — А что может произойти, если почвы вдруг не станет?
  • — Почему говорят « Почва дороже золота»?

Мы выяснили с вами, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва. Тем выше урожаи. Но и она, наша щедрая и добрая кормилица нуждается в защите. Ведь 1 см почвы образуется за 250-300 лет! А 20 см – за 5-6 тысяч лет! ( сл. 49.)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. А вот разрушаться по вине людей почва может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер. Этот процесс называют – эрозией (сл. 50.)

2. Чтение статьи учебника.

Почва на полях тоже нуждается в защите. Прочитаем об этом на стр. 172-173.

ФИЗМИНУТКА для газ, ( слайды 51)

3. Способы защиты почвы.

— Внимательно рассмотрите слайды, рассказывающие о причинах разрушения почвы.

( слайды 52 — 54.)

— Какие способы защиты почвы вы запомнили? (слайды 55 — 59.)

— Очень важно, чтобы каждый из вас осознал. Что от ваших действий, поступков зависит, насколько наша земля будет краше, и не будет таких мест, которые вызывают обиду и боль. Если процесс разрушения почвы будет продолжаться, то существование всего живого на Земле окажется под угрозой.

8.Итог урока. (Кроссворд самостоятельное выполнение кроссворда, самопроверка с экрана)

  1. (слайды 60 — 68)
  2. Кроссворд
  3. П
  4. Вопросы к кроссворду:
  1. Слой земли, на котором растут растения.

  2. Одна из составных частей почвы.

  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

  4. Основное свойство почвы.

Домашнее задание: 1. Прочитать статью в учебнике на с.171 – 175

2. Выполнить задания с.174

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=63127

окружающий мир 4 класс Школа России Земля-кормилица план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

  •  -Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему.
  • Выполним тест.
  • 1. Тест « Наши подземные богатства»
  • 1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
  • а) археологи;
  • б) геологи;
  • в) строители.
  • 2. К полезным ископаемым относятся…
  • а) кирпич, бетон, бензин;
  •  б) станки, вазы, ножницы;
  • в) нефть, газ, глина.
  • 3. Металлы получают из …
  • а) каменного угля, янтаря, мела;
  • б) жемчуга, известняка, торфа;
  • в) железной руды, медной руды.
  • 4. При помощи буровых установок добывают…
  • а) нефть, природный газ;
  • б) калийную соль, алмазы;
  • в) мрамор, гранит.
  • 5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести…
  • а) алмаз, известняк, графит;
  • б) каменный уголь, торф, нефть;
  • в) железная руда, поваренная соль, мел.
  • 6. В строительстве используются…
  • а) торф, железная руда, самоцветы;
  • б) каменный угол, малахит, антрацит;
  • в) песок, глина, гранит.
  • 7. В шахтах добывают…
  • а) каменный уголь, антрацит, железную руду;
  • б) поваренную соль, жемчуг, гранит;
  • в) известняк, ракушечник, гранит.

— Ребята, поменяйтесь тестами и самостоятельно проверьте их, сверяя ответы с экраном. Оцените работу своего товарища.

  1. — Давайте вспомним, какие полезные ископаемые вы знаете, перечислите.
  2. — А теперь разгадаем кроссворд по теме «Полезные ископаемые».
  3. Начнем разгадывать по горизонтали.
  4. По горизонтали:
  5. 1.        Очень прочен и упруг,
  6. Строителям надежный друг.
  7. Дома, ступени, постаменты
  8. Красивы станут и заметны.

— Назовите главное свойство гранита? (Прочность.)

— Из чего он состоит? (Полевого шпата, кварца и слюды.)

  • 3.        Белый камешек растаял,
  • На доске следы оставил.
  • — Из чего изготавливают мел?

4.        Он очень нужен детворе.

  1. Он на дорожках во дворе,
  2. Он и на стройке, и на пляже,
  3. И он в стекле расплавлен даже.
  4. — Где применяют песок?
  5. 5.        На кухне у мамы
  6. Помощник отличный.
  7. Он синим цветком
  8. Расцветает от спички.

— Расскажите где его использует человек. (Хим. промышленность, электростанции, котельные, заводы.)

  • 6.        Без нее не побежит
  • Ни автобус, ни такси,
  • Не поднимется ракета.
  • Отгадайте же, что это?

— Почему нефть называют «черным золотом»? (Получают жидкое топливо.)

  1. 8.        Не зря она варилась
  2. В доменной печи.
  3. На славу получились

Ножницы, ключи…

— Назовите главное свойство железной руды? (Плавкость.)

— Что изготавливают из железной руды? (Чугун, сталь.)

  • По вертикали:
  • 1.        Если встретишь на дороге,
  • То увязнут сильно ноги.
  • А сделать миску или вазу,
  • Она понадобится сразу.

— Как образуется глина? (При разрушении гранита.)

  1. 2.        Покрывают им дороги,
  2. Улицы в селениях.
  3. А еще он есть в цементе.
  4. Сам он — удобрение.
Читайте также:  Почему лопаются сосуды в глазах? от поиска причины до реальной помощи

— Где используют известняк? (В строительстве.)

7.        Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

— Какое свойство торфа использует человек? (Горючесть.)

  • 9.        Он несет в дома тепло,
  • От него кругом светло,
  • Помогает плавить стали.
  • Делать краски и эмали.
  • Он черный, блестящий,
  • Помощник настоящий.

— Какое свойство угля использует человек? (Горючесть.)

— Для чего использует каменный уголь? (Топливо, делают краски, пластмассу.)

— Какие виды угля вы ещё знаете?

(Ответы:

•        По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.

•        По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.)

— Вы хорошо справились. Спасибо за работу.

— Посмотрите на карту, как же богата наша страна полезными ископаемыми.

— А какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (никель, медь, золото, платину, каменный уголь, бурый уголь, марганец и т.д.)

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/10/04/okruzhayushchiy-mir-4-klass-shkola-rossii-zemlya

Воспитание любви к истории и культуре малой Родины

  • Колесникова Любовь Васильевна
  • 800×600
  • Normal
  • 0
  • false
  • false
  • false
  • RU
  • X-NONE
  • X-NONE
  • MicrosoftInternetExplorer4
  • /* Style Definitions */
  • table.MsoNormalTable
  • {mso-style-name:»Обычная таблица»;
  • mso-tstyle-rowband-size:0;
  • mso-tstyle-colband-size:0;
  • mso-style-noshow:yes;
  • mso-style-priority:99;
  • mso-style-parent:»»;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.

4pt;

  1. mso-para-margin:0cm;
  2. mso-para-margin-bottom:.0001pt;
  3. mso-pagination:widow-orphan;
  4. font-size:10.0pt;
  5. font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
  6. «Любовь к Отчизне начинается  с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

                                                                                              Д.С.Лихачёв

          В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с  подрастающим  поколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,  культуре,  народу может возродить великую страну.

Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный.

В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

https://www.youtube.com/watch?v=jFTgfDXFthk

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.

В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.       

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает  всё  большее  общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.

Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт.

Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. 

         Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.  

В работе  с дошкольниками  большое внимание уделяю воспитанию любви к истории и культуре малой Родины. Эту задачу считаю актуальной и важной.

Но прежде чем приступить к данной теме,  прочла много исторических местных и воронежских очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Воронежский край — самое лучшее место России, а отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край.

  • Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
  • Работая над данной темой, ставлю перед собой целый комплекс задач:
  • — воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;
  • – формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • – воспитание уважения к труду;
  • – развитие интереса к русским традициям и промыслам Воронежского края;
  • – расширение представлений о родном посёлке;

– знакомство детей с символами г. Воронежа и пос. Каменка;

  1. – развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежского края;
  2. – формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
  3. Данные задачи стараюсь решать во всех видах детской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности.

Основными  формами  патриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность. 

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находится  детский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, масложировой комбинат, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для  людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каменская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза Рогозин Пётр Карпович и Захарченко Василий Петрович. Их славные имена носят поселковые школы.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

  • В детском саду создан мини-музей «Бабушкина избушка», где  для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
  • Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом»,  приобщиться  к культурному наследию  своего народа.
  • В  «Бабушкиной  избушке» можно найти старинную  прялку, чугунный утюг, крынку, каток и валёк, ухват и  чугунок  для приготовления каши и щей.

Эти  предметы использую в непосредственно – образовательной деятельности  по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица». Музей «Бабушкина избушка» постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного труда  педагогов, детей и родителей.  

         Считаю, наличие  мини — музея в ДОУ одним из достоинств детского сада. Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников.

В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу».

В совместной образовательной деятельности рассказываю об одной из главных достопримечательностей нашего района – марковском роднике «Серебряные ключи», где вода считается целебной, излечивая от разных недугов.

Воспитанники, затаив дыхание, слушают, когда рассказываю о ежегодном фестивале поэтического творчества «Воронцовая Русь», который проходит в нашем районе и на который съезжаются участники из разных уголков нашей необъятной Родины.

Это —  фестиваль  поэтов-любителей, главным организатором которого был мастер поэтического слова, настоящий ценитель красоты, наш земляк, поэт А. И. Хильченко. Фестиваль проводится в период цветения редкого лугового цветка – воронца. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяю таким темам, как «Мой посёлок», «Воронеж — столица Черноземья», «Каменка – посёлок на пятидесятой параллели».

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника патриотические  чувства не менее, чем героизм военного подвига, а родной посёлок может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками и  лучшими людьми.

При ознакомлении детей с трудом взрослых  показываю  общественную значимость  труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране.

Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.

Важное место в патриотическом  воспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники подготовительной к школе группы побывали в районном краеведческом музее, где ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка, а также смогли и сами продемонстрировать достаточные знания.

В районной детской библиотеке дошкольники познакомились с известными сказителями воронежского края А.Н.Корольковой, А.Н.Афанасьевым.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.  Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная  среда, которая  позволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.

Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В.

Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

  1. Если не мы, то кто – же
  2. Детям нашим поможет?
  3. Россию любить и знать.
  4. Как важно —  не опоздать!

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vospitanie-lyubvi-k-istorii-i-kulture/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector