Почему надо беречь полезные ископаемые? краткое объяснение проблемы

Презентация на тему: Почему надо охранять полезные ископаемые Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Выполнили Славченко Оксана и Наумова Светлана 4 а класс МОУ СОШ № 11 г. Саров

№ слайда 2

Описание слайда:

Цель исследования: выяснить, смогут ли люди в своей жизни обходиться без полезных ископаемых. Гипотезы: Большинство полезных ископаемых нужны людям для производства материальных благ. Запасы полезных ископаемых нельзя восстановить, а для их образования нужны миллионы лет. Поэтому полезные ископаемые нужно охранять.

№ слайда 3

Описание слайда:

Задачи: Выяснить, для производства каких материальных благ нужны полезные ископаемые. Что можно сделать для охраны полезных ископаемых? Сделать выводы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Изучив литературу и побывав на строительной площадке, мы поняли, что те полезные ископаемые, которые образовались десятки и сотни миллионов лет назад, сегодня человек использует для производства необходимых для жизни благ.

№ слайда 5

Описание слайда:

Чтобы построить дом нужны: известняк глина песок

№ слайда 6

Описание слайда:

Автомобили, самолёты, поезда, теплоходы железная руда

№ слайда 7

Описание слайда:

Самолёт не полетит, пароход не поплывёт, автомобиль не поедет без горючего. Н Е Ф Т Ь нефть нефть

№ слайда 8

Описание слайда:

Источник тепла и электроэнергии… т о р ф у г о л ь г а з

№ слайда 9

Описание слайда:

Нагревает воду в чайнике, «жарит» картошку, «варит» суп… природный газ

№ слайда 10

Описание слайда:

Изучив литературу, мы узнали, что из полезных ископаемых получают: пластмассы краски резина лекарства оружие удобрения станки посуда строительные материалы моющие средства стекло ткани

№ слайда 11

Описание слайда:

Мы пришли к выводу, что: Без полезных ископаемых человек станет беззащитным и бессильным. Запасы полезных ископаемых не могут быстро пополняться, поэтому их нужно расходовать экономно. Для охраны полезных ископаемых мы можем попусту не жечь газ в плите, беречь тепло, экономить электричество, собирать металлолом.

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/geografija/pochemu-nado-okhranjat-poleznye-iskopaemye.html

Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду

Добыча полезных ресурсов неизменно приносит пользу людям и причиняет вред окружающей среде. Стоит рассмотреть, какие экологические проблемы возникают вследствие этого процесса.

Загрязнение атмосферного воздуха

Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду всегда было негативным по причине загрязнения природных ресурсов. Из добываемого сырья по делу используется только 5%, остальная часть превращается в отходы. Они возвращаются в природу и наносят ей непоправимый ущерб.

Добыча минеральных ресурсов и горных пород приводит к выбросам в атмосферу углекислого газа, пыли, углеводородов и других химических соединений.

Это происходит за счет применения взрывчатых веществ на месторождениях. После взрывов в карьерах растет уровень запыленности атмосферы. Это неблагоприятно действует на солнечную радиацию, температуру воздуха и осадки.

Отвалы горных шахт или терриконы оказывают серьезное влияние на нижние слои воздуха. Их высота может достигать 80 метров, объем — до 1 миллиона куб. м. В России большое скопление терриконов отмечается на территории Челябинской области в районах активной добычи угля.

Породы, входящие в его состав, включают частицы углерода и серный колчедан, он же пирит, при разложении которого происходит выделение теплоты. Это приводит к возгоранию обвалов. Они могут гореть, не затухая, несколько месяцев подряд. При сгорании выделяется множество вредных газов и химических соединений, тем самым сильно загрязняя атмосферу.

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

В металлургической промышленности тоже образуется много отходов. На переработку отправляется в среднем 25% от их общего количества, остальная часть выбрасывается. В таких отходах содержится много токсических веществ, они способны мигрировать на большие дистанции — до 200 км.

При обработке железных руд выделяются вредные газы, которые, при попадании в атмосферу, вызывают парниковый эффект и кислотные осадки.

Особенно загрязненный атмосферный воздух наблюдается в районах, специализирующихся на черных металлах.

Для решения проблемы загрязнения атмосферы можно добывать минеральные ресурсы с использованием шахтного метода. Он подразумевает под собой закрытую, подземную разработку месторождений и добычу при помощи постройки шахт.

Деструкция почвенного слоя

Негативное влияние на состояние почв оказывает разработка полезных ископаемых. Все способы извлечения ресурсов заключаются в выемке сырья из земной коры. По этой причине в ней образуются полости, нарушается целостность.

При строительстве шахт или карьеров для открытого метода добычи ресурсов часто происходит отчуждение земель на долгие годы.

Это приводит к возникновению антропогенных форм рельефа на территориях в районе разработок — обвалам, оползням, карьерам.

При строительстве карьеров слой чернозема снимают и сбрасывают в отвалы. Таким образом, почва становится непригодной для хозяйственного использования.

В Белгородской области, в районе Лебединского горно-обогатительного комбината, было уничтожено около 6 миллионов га плодородной земли. Мероприятия, направленные на ее восстановление, не смогли компенсировать такой серьезный урон.

Чтобы решить эту проблему, необходимо организовывать транспортировку чернозема и его распределение на бесплодных местностях рядом с истощенными рудниками.

Еще одно негативное последствие добычи полезных ресурсов — загрязнение сельскохозяйственных территорий. Чаще это происходит в процессе транспортировки ископаемых. Пыль распространяется на большие площади и осаживается в почвах и на растениях.

Особенно такие выбросы высоки при горнодобыче. В результате образуются техногенные аномалии, где содержание железа и цинка в почве превышает норму в 2-3 раза.

На местах сильного запыления земли запрещено разбивать пастбища, рекомендуется отступить на расстояние 8-10 км от карьеров.

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

Вредные вещества, проникающие в почвы, бывают токсичны. Они попадают сначала в растительность, затем в организм человека с пищей. Рядом с месторождениями магнезита в радиусе 30 км образовывается пустошь — живые существа погибают из-за смены кислотно-щелочного состава почв в таких местах.

Постоянная добыча полезных ископаемых приводит к регулярному уменьшению их запасов и истощению недр земли. В составе руд наблюдается снижение металлов, из-за чего увеличиваются объемы добычи. Как итог, наблюдается рост отходов, вредящих литосфере.

Загрязнение водного пространства

Один из результатов добычи полезных ресурсов — истощение и осушение водоемов, их загрязнение. На месторождениях каменной соли образуются галитовые отходы — побочный продукт производства хлорида калия. С осадками они попадают в водоемы, которые используют для подачи питьевой воды в близлежащие населенные пункты.

При добыче угля на территориях, расположенных вблизи месторождений, всегда откачиваются подземные воды. По этой причине происходят следующие вещи:

  • воронкообразное понижение уровня подземных вод — возникает после их откачки;
  • пересыхание родников и небольших рек;
  • исчезновение ручьев.

Предприятия угольной промышленности также сбрасывают много сточных вод. В результате их функционирования истощаются запасы подземных водных ресурсов из-за осушения и использования месторождений угля.

Поверхностные водоемы загрязняются сбросами неочищенных сточных вод с карьеров и шахт. В них попадают соли, токсические вещества, отходы и металлы.

Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

По причине загрязнения водного пространства исчезают целые экосистемы. Погибают микроорганизмы, рыба и прочие обитатели водоемов. Для людей тоже существует определенный вред — зараженная вода используется в бытовых целях. Чтобы снизить уровень загрязнения водных ресурсов, необходимо уменьшить количество сточных вод, усовершенствовать систему их очистки.

Влияние на флору и фауну

Деятельность горнодобывающей отрасли связана с образованием отходов. В их составе встречаются горные породы, обедненные руды и химические вещества. При извлечении из-под земли, они вступают в химические реакции, не поддающиеся контролю. В результате это может привести к серьезным последствиям для экологии.

В местах добычи пропадают растения, нарушается привычная среда обитания живых существ. Не все животные и насекомые способны адаптироваться к перемене условий, в результате чего они покидают эти места или погибают. С учетом бурного развития добывающей деятельности человека это станет большой проблемой в вопросах охраны природы и ее обитателей.

При освоении месторождений минеральных ресурсов из-за нарушения растительного покрова разрушаются пастбища, что приводит к дефициту пищи для скота.

Процесс разработки мест добычи ресурсов подразумевает загрязнение пылью и сточными водами больших территорий радиусом до 30 км. Вредные вещества, при попадании на землю, уничтожают все живое на своем пути.

После этого перестает расти трава, деревья, кустарники. В результате в поисках пищи мигрируют целые популяции.

Для компенсации вреда, причиненного человеком флоре и фауне, необходимо удобрять почвы, регулярно высаживать леса и организовывать пастбища вдали от мест разработок.

Отсутствие мер по решению проблем, возникающих при добыче полезных ресурсов, усугубляет ситуацию. Экологическая обстановка определяет не только качество окружающей среды, но и состояние здоровья людей. При серьезных масштабах ущерба, нанесенного человечеством природе, еще существует возможность вернуть ей первоначальный вид.

Источник: https://musorish.ru/ekologicheskie-problemy-dobychey-iskopaemyh/

Полезные ископаемые

Наша планета таит в своих недрах несметные сокровища – полезные ископаемые. Во всем мире геологи занимаются поиском новых месторождений минеральных ресурсов. К числу стран, богатых природным сырьем, относится и Россия.
Почему надо беречь полезные ископаемые? Краткое объяснение проблемы

В зависимости от состояния полезные ископаемые могут быть твердыми (мрамор, соли, металл), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природный газ).

Однако чаще всего природное сырье разделяют по его прямому предназначению. В итоге получается следующая квалификация:

  • Горючие ископаемые – применяются для получения энергии или тепла. К ним относятся горючие сланцы, нефть, метан, каменный уголь.
  • Рудные ископаемые – это все природное сырье, в составе которого обнаружен металл, а также графит и асбест.
  • Нерудные ископаемые – различные виды соли и сырье, не содержащее металл. Это мел, песок, глина, графит.
  • Самоцветные камни – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Сапфиры, гранаты, изумруды, топазы и многие другие.
Читайте также:  Почему девушка обрезала волосы? борьба со стереотипами

Самым твердым кристаллом на планете является алмаз. Он настолько прочный, что может с легкостью повреждать любой материал, а сам при этом остается без малейшей царапины. Несмотря на всю красоту алмазов, только 20% от их добычи идет на создание ювелирных украшений, а 80% успешно применяется в промышленных целях.

Рис. 1. Алмаз

К сожалению, рано или поздно запас природных ископаемых может исчерпаться, и нужно очень бережно их использовать.

Для современных людей комфортная и удобная жизнь стала вполне привычной, а все благодаря горючим полезным ископаемым. С их помощью обогреваются помещения, ездит транспорт, развивается промышленность.

Нефть и каменный уголь – это самые ценные горючие ископаемые, необходимые человеку.

Долгое время считалось, что каменный уголь – это обычный камень. И только благодаря знаменитому ученому М. В. Ломоносову удалось доказать, что это твердое топливо, которое было образовано тысячи лет назад из древних растений.

Рис. 2. Каменный уголь

Каменный уголь нашел самое широкое применение: его используют для изготовления жидкого топлива, пластмасс, медикаментов, чернил. Без него невозможно приготовить цемент или выплавить металл из руд.

Нефть также очень универсальна: из коричневой маслянистой жидкости люди научились получать топливо высочайшего качества, стекло, пластмассу, различные детали для автомобилестроения и многое-многое другое.

Человечество ужа давно использует в своем арсенале металл, который в природе хранится в рудных месторождениях. Металлическое сырье бывает нескольких видов:

  • черные металлы – железо и его сплавы;
  • цветные металлы – медь, никель, свинец и другие;
  • драгоценные металлы – платина, серебро, золото.

В промышленности чаще всего используют не чистый металл, а сплавы – смесь двух и более металлов. Это необходимо для того, чтобы получить продукт с нужными свойствами: более высокой прочностью, упругостью или долговечностью.

Драгоценные металлы используются не только в создании ювелирных украшений, но также в радиотехнике, при создании сверхточных авиационных и космических приборов.

Рис. 3. Золото

К нерудным ископаемым относятся все природные вещества, в составе которых нет металлов. Человечество давно активно использует минеральное сырье в своих целях. Наибольшую пользу оно приносит при строительных работах.

Самые популярные нерудные ископаемые – это известняк, глина, песок, мрамор.

Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и какое значение имеют для человека. Благодаря нашей статье школьник сможет без труда подготовить доклад на тему “Почему надо беречь полезные ископаемые?” (3 класс) для урока по Окружающему миру.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 229.

Источник: https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/poleznye-iskopaemye-pochemu-nado-berech.html

Окружающий мир ПНШ "Почему надо беречь полезные ископаемые?"

Класс:3 «Б»

Предмет: Окружающий мир

Учебник, авторы: УМК «Перспективная начальная школа», Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А

  • Тема урока: Почему надо беречь полезные ископаемые?
  • Тип урока: Комбинированный
  • Цель урока: Закрепление знаний о полезных ископаемых и выявление понимания учащимися необходимости их охраны
  • Планируемые достижения:
  • Предметные:
  • -приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
  • -обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
  • Метапредметные:
  • Личностные: 
  • -организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;
  • -стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;
  • -целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
  • Регулятивные:
  • -осуществление учебных действий обучающимися;

-правильность выполнения заданий по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.

  1. -контроль деятельности по ходу или результатам выполнения задания.  
  2. Познавательные:
  3. -различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  4. -проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
  5. -описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
  6. -использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.
  7. Коммуникативные:
  8. -взаимодействие с соседом по парте, в группе;
  9. -умение слушать и вступать в диалог;
  10. -участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  11. -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  12. Задачи:
  13. -научить работе с информационным материалом, умение делать выводы, обобщать, отвечать на поставленные вопросы;
  14. -воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым;
  15. -развивать мышление, логику, воображение.
  16. Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.

Приветствие учащихся:

  • Здравствуйте ребята!
  • Меня зовут Екатерина Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
  • Проверим вашу готовность, на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

  1. Словесный
  2. (беседа)
  3. Регулятивные:
  4. -осуществление учебных действий обучающимися;
  5. Коммуникативные:
  6. -умение слушать и вступать в диалог;
  7. Актуализация знаний
  8. 3 мин.
  9. Ребята, что вы делали на прошлом уроке окружающего мира?
  10. Давайте же вспомним что такое полезные ископаемые?
  11. Какие группы полезных ископаемых вы знаете?

Расскажите, пожалуйста, о горючих/рудных/строительных полезных ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область.

  • Ответы детей
  • Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд
  • Горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни
  • Рассказывают о полезных ископаемых.
  • Словесный
  • (беседа)
  • Регулятивные:
  • -осуществление учебных действий обучающимися;
  • Познавательные:
  • -различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • -проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
  • Коммуникативные:
  • -умение слушать и вступать в диалог;
  • -участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Целеполагание
  • 4 мин.
  • Как согреться нам без вас,
  • Уголь, нефть, горючий газ?
  • Что вас на стройке заменит:
  • Глина, мел, песок, гранит?
  • Полям, садам и огородам –
  • Нужны чуть меньше, чем вода –
  • Торф и железная руда.
  • Без соли скучно за столом:
  • И стол не стол, и дом не – дом!
  • Нам всем необходимо братцы.
  • Беречь природные богатства!
  • (слайд 1)
  • Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
  • Верно!
  • Назовите полезные ископаемые, о которых шла речь в стихотворении.
  • Слушают учителя.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Мы будем говорить о том, почему надо беречь полезные ископаемые
  • Называют полезные ископаемые
  • Личностные: 
  • -организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;
  • -стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;
  • -целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
  • Регулятивные:
  • -осуществление учебных действий обучающимися;
  • Коммуникативные:
  • -умение слушать и вступать в диалог;
  • Работа по теме
  • 13 мин.

Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них потребовались миллионы лет. У каждой из ценных пород своя загадочная история. У одних она начинается в глубинах морей, океанов, озёр и болот (уголь, песок, глина).

  1. (слайд №2)
  2. Ребята, скажите, какие полезные ископаемые вы знаете?
  3. Какие можете дополнить?

История других начинается в недрах планеты. Там, глубоко в Земле, находится раскалённое вещество – магма. Из неё образовались гранит, рудные полезные ископаемые.

(слайд №3)

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. На их образование ушли миллионы лет, а человек расходует их очень быстро. И их нельзя восстановить как, например, лес, после вырубки.

  • Важно охранять полезные ископаемые, так как они не пополняемы.
  • Охрана возможно при переработке веществ, замене природных искусственными материалами, повторное использование материалов, охрана полезных ископаемых от пожаров, затоплений, загрязнений.
  • Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (слайд4). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.

  1. Так, полезные ископаемые должны быть защищены от размытия, выветривания, воздействия вредоносных факторов, аккуратно проводиться работы по выемки ископаемого.
  2. Ребята, прочитайте материал на стр.27-28 ответьте на вопрос:
  3. Что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
  4. Хорошо!
  5. Прочитаем (по желанию) материал со стр.29
  6. Ребята, как вы думаете, как вы проявляете бережное отношение к расходованию полезных ископаемых?
  7. Слушают учителя, вступают в обсуждение.

Перечисляют полезные ископаемые (песок, глина, уголь, природный газ, подземные воды, и т.д.)

  • Чтение материала учебника, отбирают нужную информацию, необходимую для ответа на вопрос учителя.
  • Слушают учителя.
  • Чтение материала учебника.
  • Учащиеся высказывают свои мнения приводят примеры.
  • Словесный
  • (беседа, рассказ, объяснение)
  • Личностные: 
  • -стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; Регулятивные:
  • -осуществление учебных действий обучающимися;
  • Познавательные:
  • -использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.
  • Коммуникативные:
  • -умение слушать и вступать в диалог;
  • -участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Физ.минутка
  • 1 мин.
  • Показывает видеоролик, выполняет упражнения вместе с учащимися.
  • Выполняют упражнения.
  • Практический
  • (физические упражнения)
  • Регулятивные:
  • -осуществление учебных действий обучающимися;
  • Практическая работа
  • 15 мин.
  • Ребята, мы с вами вспомнили виды полезных ископаемых, поговорили об охране полезных ископаемых.
  • Сейчас, мы узнаем, как вы усвоили материал. Для этого, разделимся на группы и выполним задания:
  • 1 группа: Отдел по охране твёрдых полезных ископаемых.
  • 1)Отгадать загадку.
  • Росли на болоте растения,
  • Стали топливом и удобрением.
  • 2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на
  • альбомный лист.
  • 3) Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
  • Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или путём осушения болот).
  • Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»
  • Вспомогательные сведения:
Читайте также:  Почему пахнет изо рта? как по запаху определить причины?

Торф легче воды. За год образуется 1 кг торфа. Чтобы образовались целые залежи, нужны годы. 1кг торфа впитывает 20 кг влаги, поэтому его используют как подстилку для животных. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают микробы.

  1. 2 группа: Отдел по охране жидких полезных ископаемых.
  2. 1)Отгадать загадку.
  3. Без неё мы не поедем
  4. На такси или мопеде.
  5. Не поднимется ракета.
  6. Отгадайте, что же это?
  7. 2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.
  8. 3) Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
  9. Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).
  10. Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»
  11. Вспомогательные сведения:

Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в земле из останков растений и животных, которые жили миллионы лет назад. Для добычи строят буровые вышки и бурят скважины. По ним нефть сначала поднимается из земли, а потом её поднимают. Для этого в скважину нагнетают пар или воздух, который выталкивает нефть.

  • 3 группа: Отдел по охране газообразных полезных ископаемых.
  • 1)Отгадать загадку.
  • На кухне у мамы помощник отличный,
  • Он синим цветком расцветает от спички.
  • 2)Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.
  • 4)Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
  • Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).
  • Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы
  • расскажем о…»
  • Вспомогательные сведения:

Газ легче воздуха. Чтобы добыть газ из земли, бурят скважины. Прокладывают газопроводы, по которым газ поступает в города и сёла. Природный газ может быть опасным, если с ним обращаться неосторожно.

Опасна утечка газа из газовой плиты. Сам газ не имеет запаха, но к нему добавляют пахучие вещества, чтобы можно было обнаружить утечку газа.

Если почувствуешь запах газа, вызови газовую службу по 04, открой форточку и проветри помещение. Отключи все электроприборы и проверь, чтобы краны были закрыты.

Придумать и нарисовать знаки «Береги полезные ископаемые».

Слушают учителя, выполняют задания. Составляют рассказ в группах.

  1. Словесный
  2. (объяснение)
  3. Практический
  4. (выполнение заданий)
  5. Личностные: 
  6. -стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;
  7. Регулятивные:
  8. -осуществление учебных действий обучающимися;

-правильность выполнения заданий по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.

  • -контроль деятельности по ходу или результатам выполнения задания.  
  • Познавательные:
  • -различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • -проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
  • -описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
  • -использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.
  • Коммуникативные:
  • -взаимодействие с соседом по парте, в группе;
  • -умение слушать и вступать в диалог;
  • -участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Итог урока с элементами рефлексии
  • 2 мин.
  • Ребята, скажите, что мы сегодня делали на уроке?
  • Какие виды работ вы выполняли?
  • Хорошо.
  • Как вы оцениваете работу на уроке?
  • Мнения детей
  • Читали, рассматривали, отгадывали загадки, писали, составляли рассказы.
  • Сложно/справились со всеми заданиями/было интересно
  • Словесный
  • (объяснение)
  • Личностные: 
  • -организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности;
  • Регулятивные:
  • -осуществление учебных действий обучающимися;
  • Домашнее задание
  • 1 мин.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 30 ответьте на вопросы. Рабочая тетрадь стр.8-9.

  1. Открывают дневники, записывают домашнее задание
  2. Словесный
  3. (беседа)
  4. Коммуникативные:
  5. -умение слушать и вступать в диалог;
  6. ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»
  7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
  8. Окружающий мир

в 3 «Б» МБОУ СОШ № 48 г.о. Самара

  • Разработала студентка группы 41
  • специальность 050146
  • Преподавание в начальных классах
  • Саяпина Екатерина Юрьевна
  • Оценка___________________

Учитель Богданова В. В.____________

(подпись)

г.о. Самара,2017

Источник: https://infourok.ru/okruzhayuschiy-mir-pnsh-pochemu-nado-berech-poleznie-iskopaemie-2864369.html

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

  • 5
  • Решение учебных задач
  •  Решите кроссворд «Полезные ископаемые»
  1. Места, где в глубинах земли или на ее поверхностях  залегают полезные ископаемые?
  2. Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве?
  3. Открытый котлован?
  4. Жидкое полезное ископаемое?

Что такое свойство? Что такое полезное ископаемое? Что получится если объединить эти два понятия?(Свойства полезных ископаемых ).Так и будет звучать тема нашего урока. Сформулируйте цели.

Переходим к следящему этапу нашего урока. Посмотрим, что же нам предлагает учебник? Откройте учебники на с. 22. Что вы видите? Ребята вы понимаете, что не все опыты мы можем повторить. Поэтому я предлагаю вам свои опыты. Скажите что такое мел? (Переработанное полезное ископаемое) Как вы думаете, из чего он  состоит? (Известняк + примеси)

1.Опустим кусочек мела в воду, что получилось?  Какой вывод сделаем? Что об этом сказано в учебнике? Определим его твердость. Кто считает, что можно раскрошить мел или оставить на нем след поднимите руку? Проверим? Желающий проводит ногтем по мелу. Что можете сказать? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы!

2. Вспомните берег моря. Кто бывал у берега моря? Что вы знаете о песке? Какие у него свойства? Что об этом сказано в учебнике?  Где используют песок?  Молодцы!

3. Из чего делают посуду? (Чашки? Блюдца? Тарелки? глина). Какими свойствами обладает глина? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы!

Как образуются полезные ископаемые? Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых? Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот? Какие полезные ископаемые образовались из магмы?

На какие группы можно поделить все полезные ископаемые? (горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни) Расскажите, пожалуйста о горючих/рудных/строительных полезных  ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область. Если предположить, что полезных ископаемых очень много, то стоит ли их беречь? Почему? Прочитайте первую часть статьи.(26-27)

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых? Выскажите свои предположения.

Продолжаем читать. (27-28) В чем заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? По цепочке продолжаем чтение текста.(29) Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?(Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа и тд).

  1. Тест в приложении!
  2. Отгадывать загадки
  3. Отвечать на вопросы.
  4. Читать
  5. Отвечать на вопросы.

Выполнять задание в п.т.

  • Решать ребус
  • П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/05/02/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-svoystva

Охрана полезных ископаемых

Рассказ учителя.

– Полезные ископаемые – это богатство Земли. В нашей стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых. Но запасы их в недрах Земли не являются безграничными. Со временем они могут исчерпаться. А потому тратить их необходимо экономно.

Бережливое отношение к полезным ископаемым – это бережливое отношение к вещам, которые из них изготовлены и построены. Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля.

Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране.

Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров, затоплений.

– Почему нужно беречь полезные ископаемые? (Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются).

VII. Закрепление изученного материала.

  • Тест
  • Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
  • а) песок, глину; б) гранит, торф; в) уголь, соль.
  • Какие из полезных ископаемых служат топливом?
  • а) нефть, руда; б) уголь, торф; в) известняк, газ.
  • Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
  • а) гранит, песок; б) уголь, руда; в) нефть, газ.
  • Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
  • а) строители; б) геологи; в) шахтёры.

Ответы: 1-а. 2-б. 3-в. 4-б.

Читайте также:  Почему плохой аппетит у ребенка: причины и что делать

VIII. Итоги урока.

– А теперь я напомню вам вопрос, который задала в начале нашего урока: «Почему “полезные ископаемые” так называют?» (Выслушива-ются ответы учащихся.)

Домашнее задание:учебник,с. 46–50 (читать); подготовить сообщение о полезном ископаемом, добываемом в вашем крае.

Приложение

О полезных ископаемых

Гранит– горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда.

Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу.

Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк– это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров.

Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты.

Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива.

Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня.

Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода.

Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой.

Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия.

Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды.

Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

  1. Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.
  2. Производство цемента.
  3. Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.
  4. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
  5. Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
  6. Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Песок– это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды.

Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

Используется в строительстве.

Железная руда – черного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки.

Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке.

Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом.

Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос.

Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

  • Урок 45. Растениеводство
  • Цели деятельности учителя:
  • Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий о приемах обработки почвы под весенний посев, о способах размножения овощных культур и о посадке овощей семенами.
  • Развивающая:способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся; формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посеве овощей; актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
  • Воспитательная:создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.

Оборудование: гербарий культурных растений, картинки с растениями; блюдца с крупами (гречневой, рисовой, ячневой, перловой и т. д.); тесты.

Сценарий урока

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s5494t7.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector