Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Гете называл архитектуру застывшей музыкой – в этом смысле показательна цитата из его Фауста: «Звучит триглиф, звучат колонны, свод, и дивный храм как будто весь поет», – и это не просто образ: обе области искусства, архитектура и музыка, действительно тесно связаны между собой и созвучны друг другу. Музыка невидима, а архитектура неслышима, но ассоциативно можно «видеть» музыку и «слышать» архитектуру.

Американский музыкант Дэвид Бирн прошел большой путь от игры в клубе CBGB в трущобах Нью-Йорка до аншлага в Карнеги-холл. Связь музыки и того пространства, в котором ее исполняют, интересовала его всегда – не так давно музыкант даже представил свою книгу «Как действует музыка».

О том, как музыка меняется в угоду конкретному пространству, где она будет исполнена, он размышлял во время своего выступления на TED Talks. Бирн уверен, из-за ревербераций в таких залах, как Карнеги-холл, музыка должна была быть несколько менее ритмичной и более текстурной.

Вместе с тем, джазовые ансамбли раньше играли на речных судах и в клубах, в небольших помещениях, где люди танцевали, кричали и выпивали. Поэтому такая музыка должна была быть достаточно громкой, чтобы ее было слышно.

Вместе с тем, верно и другое: музыка не только подстраивается под пространство, в котором ее будут играть, но и формирует его.

В 1877 году британский историк искусства Уолтер Патер заметил: «Все искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», и архитектура, конечно, не исключение – построенная на ритмах и гармонии, она состоит из эквивалентных аккордам элементов: колонны, аркада, трифорий, галереи и прочее.

Статья на эту тему была, в частности, у Architectural Review – Architecture Becomes Music. Мы расскажем о выдающихся архитектурных проектах, задуманных как «застывшая музыка».

Кардиффский оперный театр, Манфреди Николетти

Настоящий оперный театр в Кадиффе – проект, реализованный архитектурным бюро Захи Хадид. Вторым лауреатом конкурса тогда стал итальянский архитектор Манфреди Николетти, который представил проект, созданный под большим влиянием традиционной итальянской оперной архитектуры, – Sea Wave.

Вопреки названию, «волна» это не только буквальная волна Кадиффского залива, на берегу которого должно было разместиться здание, но и звуковая волна, которая разливается мелодией над слушателями. Прозрачная стеклянная крыша выполняет роль купола, запечатывает музыку, отгородив ее от агрессивной внешней морской среды.

Вместе с тем, она минимизирует длину звуковых волн, увеличивая тем самым гибкость звучания всего ансамбля.

Свой концертный зал Манфреди Николетти спроектировал чуть позже и в Казахстане. Он не столь музыкален внешне, но и здесь можно проследить, как архитектурная форма складывается под влиянием музыки.

Если при фронтальном осмотре здание кажется излишне грубым или резким, то при взгляде сверху оно напоминает раковину моллюска – раньше их использовали в том числе в качестве музыкальных инструментов.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Нереализованный проект Кадиффской оперы Манфреди Николетти

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Проект концертного зала Манфреди Николетти в Казахстане

Experience Music Project, Фрэнк Гери

Проект Фрэнка Гери в Сиэтле – это симбиоз изобретательного дизайнерского взгляда на осязаемый объект и мелодии, под воздействием которой он родился, а именно виртуозной игры гитариста Джими Хендрикса.

Вдохновением для формы музея даже послужила гитара Хендрикса Fender Stratocaster, которую он разбивал после каждого концерта. Впрочем, законченное здание «звучит» как оркестр, играющий на нескольких инструментах: саксофоне, ударных и пианино.

Отказавшись от законов классической архитектуры, неутомимый экспериментатор Гери выразил музыкальную экспрессию в архитектурной форме: свою симфонию «играет», переливаясь на солнце, не только облицовка из нержавеющей стали, но и вся архитектура музейного центра: каждая из его частей спроектирована под влиянием формы того или иного музыкального инструмента, причем образ меняется в зависимости от точки зрения. Вместе с тем, в музее нет стен, и посетители легко могут переходить от одного экспоната к другому (и даже пробуя играть на них) – получается цельная музыкальная мелодия. Правильная акустика  помещений (чтобы здание «звучало» не только снаружи, но и внутри) была для архитектора самой главной проблемой – из-за изогнутых крыши и стен добиться чистого звучания внутри было непросто.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Experience Music Project – саксофон

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Experience Music Project – ударные

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Experience Music Project – гитара

Другой проект архитектора Фрэнка Гери – здание Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Сердце одной из самых сложных акустических площадок мира – орган необычной формы, над которым Гери трудился вместе со звуковым проектировщиком Мануэлем Розалесом.

Над установкой сложного музыкального инструмента они трудились целый год, но результат превзошел все ожидания – после первой репетиции музыканты концертного зала сказали: «Мы остаемся здесь».

Причудливая форма здания это звук нетипичного органа, выраженный в архитектуре.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери

Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер

Совсем по-другому звучит построенный в стиле каталонского модерна концертный зал в Барселоне – Дворец каталонской музыки.

Внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО он является единственным в Европе концертным залом с естественным освещением – свет проникает в помещение сквозь красочные витражи, которые богато украшают потолок и стены.

На фасаде здания – бюсты Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Баха, Бетховена и Вагнера, но самое главное, это скульптурные композиции, олицетворяющие полет валькирий из оперы Вагнера. Подобно Вагнеру это здание и звучит: чувственно, но не чересчур пышно, гармонично, но не скупо.

The Ride Of The Valkyries by Richard WagnermrswilfongsmusicclassТег audio не поддерживается вашим браузером.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер

Павильон Philips «Электронная поэма», Ле Корбюзье и Янис Ксенакис

Один из самых наглядных примеров того, как музыка рождает архитектуру и наоборот, это павильон Philips, спроектированный Ле Корбюзье для Международной выставки в Брюсселе в 1958 году. Над ним архитектор работал вместе с композитором и архитектором, греком по происхождению, Янисом Ксенакисом.

К моменту начала работы над проектом павильона Ксенакис уже сформулировал своеобразную авторскую гипотезу о том, как музыка обретает архитектурную форму. Он говорил: «Архитектура охватывает трехмерное пространство, в котором мы живем. Выпуклые и вогнутые поверхности имеют большое значение как для звуковой, так и для визуальной сферы. Главное здесь – соблюдение пропорций.

В идеале архитектура должна заботится не об украшательстве, а только о пропорциях и объемах».

О том, что при проектировании павильона композитор и архитектор использовал идеи из собственной оркестровой музыки, он говорил напрямую. На тот момент Ксенакис уже написал свое самое известное музыкальное произведение – «Метастазис».

Оно начинается знаменитым глиссандо – медленно поднимающимся звуком струнных, – и достаточно взглянуть на схематичное изображение павильона Philips, чтобы уловить выдающееся сходство в музыкальной форме и форме каркаса здания.

Сегодня эти сходства угадываются и в других архитектурных произведениях, например, в форме нового здания Музея дизайна в Лондоне (проект архитектурного бюро OMA).

QR1 Metastaseis (1954)Centre Iannis XenakisТег audio не поддерживается вашим браузером.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Партитура сочинения «Метастазис»

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Павильон Philips — «Электронная поэма»

Лондонский музей дизайна, OMA

Источник: https://design-mate.ru/read/an-experience/architecture-as-frozen-music

Презентация " Застывшая музыка"

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией? Описание слайда:

Застывшая музыка Архитектура — это красота организованности.

2 слайд Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией? Описание слайда:

Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение. Киевский Софийский собор

3 слайд Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией? Описание слайда:

Белокаменный храм во Владимирской области (недалеко от Боголюбова), выдающийся памятник зодчества владимиро – суздальской школы. 1158 году церковь освещена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII в. Камень церкви Покрова отличается исключительной белизной. Церковь Покрова на Нерли

4 слайд Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией? Описание слайда:

Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну воплотилась в светлом образе этого храма. Его созерцание вызывает у нас чувство тихой грусти и умиротворения.

5 слайд Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией? Описание слайда:

С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. С помощью удачно выбранных пропорций и форм, зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности ввысь.

Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее — движению вверх.. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол.

6 слайд Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?
7 слайд Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией? Описание слайда:

Не менее глубокое впечатление оставляет образ Реймсского собора во Франции- архитектурного памятника XIII в.

Лёгкая ажурная громада собора, его строгая композиция, величественный интерьер, слияние архитектурных форм в едином движении ввысь порождают ощущение бесконечного развития.

Синтез зодчества и ваяния воспринимается как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства. В нём ощутимо живое биение творческой мысли.

Читайте также:  Почему звенит в ушах? 15 вариантов ответа

8 слайд Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией? Описание слайда:

Здесь торжественно и мощно звучит орган

9 слайд

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-zastivshaya-muzika-663301.html

Застывшая музыка — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 8 класс>> Застывшая музыка

                                                               Застывшая  музыка

Символами красоты являются и многие  памятники  архитектуры.  Двигаясь вокруг  архитектурного  сооружения  и внутри  его,  сопоставляя  внешний  вид и  характер  интерьера,  человек  глубже воспринимает  его  жизненное  и  духовное  предназначение.

Над  зеркалом  спокойной  глади  реки  Нерли  стоит  белокаменный храм,  словно  любуясь  своим  отражением  в  воде.  Поэмой,  запечатленной в  камне,  называют  церковь  Покрова на Нерли  (1165  г.

) —  наиболее  совершенное  творение  владимирских  зодчих. Посвящен  этот  храм  религиозному  празднику  Покрова  Богородицы.

  С достоинством  встречал  он  иноземцев у  ворот  Владимирской  земли,  говоря языком  камня  о  ее  силе  и  красоте.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Глубокая  печаль  русского  князя Андрея  Боголюбского  по  погибшему сыну  воплотилась  в  светлом  образе этого  храма.  Его  созерцание  вызывает у  нас  чувство  тихой  грусти  и  умиротворения.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Не  менее  глубокое  впечатление  оставляет  образ  Реймского  собора  во Франции  —  архитектурного  памятника  XIII  в.

  Легкая  ажурная  громада  собора,  его  строгая  композиция,  величественный  интерьер,  слияние  архитектурных  форм  в  едином  движении ввысь порождают ощущение бесконечного  развития.

  Синтез  зодчества  и  ваяния воспринимается как праздничная симфония  стрельчатых  арок,  колонн и  цветущего,  сказочно  великолепного скульптурного убранства. В нем ощутимо  живое  биение  творческой  мысли.

Церковь  Вознесения  в  Коломенском  (XVI  в.)  —  один  из  немногих  сохранившихся  памятников  эпохи  Ивана  Грозного  в Москве, один из первых каменных шатровых  храмов  в России. Коломенское  было  символом  Елеонской  горы,  на  которой  совершилось Вознесение  Господне.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

• Какие  чувства  вызывает  у  вас  созерцание  этих  храмов?  Сравните  свои  впечатления с  приведенными  выше  высказываниями.

  • • Почему  храм  Покрова  на  Нерли  вызывает  ассоциацию  со  свечой?
  • • Почему  архитектуру  часто  называют  застывшей  музыкой?
  • • Какие  знакомые  вам  музыкальные  произведения  созвучны  образам  храмов?

• Послушайте фрагменты  русской  и  западноевропейской  духовной музыки.  Что  в  них  общего, а  что  их  различает?

• Почему  эти  памятники  архитектуры  и  музыки  можно  отнести  к  неоспоримым  шедеврам, представляющим  идеалы  красоты?

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Помощь школьнику онлайн, Искусство для 8 класса скачать, календарно-тематическое планирование

Содержание урока
конспект урока
опорный каркас презентация урока
акселеративные методы интерактивные технологии Практика
задачи и упражнения самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения
рефераты
статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные
словарь терминов прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год методические рекомендации программы
обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник: http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%97%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

Музыка, застывшая в камне

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разгадать непостижимую тайну этого удивительного искусства. Наверное, мы никогда так и не сможем понять, почему, глядя на произведения какого-либо гения архитектуры, в глубинах нашей души начинают происходить неуловимые процессы, заставляющие нас радоваться, издавать восторженные возгласы и бесконечно удивляться.

Искусство архитектуры замечательно тем, что объединяет в себе стремление отвечать всем материальным и эстетическим потребностям человечества с техническими возможностями окружвющего мира. Именно благодаря произведениям архитекторов древности сегодня мы можем судить о культуре, мировоззрении и научных достижениях тех времён.

Потому трудно переоценить вклад этого искусство в миропонимание человека сегодняшнего. Если вдуматься, то каждое здание, даже типовое, серое и самое неприметное, является образом, выражающим идеи и взгляды на жизнь того или иного общества. Эль Греко Отель или же Эйфелева башня могут поведать нам множество историй.

Стоит лишь только остановить на миг течение своих мыслей и прислушаться к музыке величественных сооружений.

Сегодня существует множество различных стилей в архитектуре. Мы вкратце расскажем лишь о самых главных. Византийскому стилю присущи огромные стены с маленькими окнами и арками. В те времена помещения любили украшать множеством ярких напольных ковров. Готический стиль характерен вытянутыми вверх пропорциями.

Здания той эпохи пестрили каменными кружевами и огромными витражами. Эпоха возрождения внесла смуту в уже существующие традиции архитектурного искусства. Огромный вклад внёс Микеланджело. Он поразил всех своим новаторским складом ума, сдвигая с привычных мест колонны и пилястры. Повлиял Микеланджело и на стиль барокко.

Будучи скульптором, он будто оживил стены, добавив им пластичность. Отель Невский 98 является прекрасным примером современной архитектуры. Стиль рококо бы призван заявить о богатстве и состоятельности хозяев своих сооружений.

Огромные гостиные, обильно уставленные мебелью и всяческими предметами интерьера, являли собой отображение статуса и достатка хозяев.

Наследие прошлого не перестаёт удивлять нас разнообразием архитектурных стилей. Наверное, не хватит и жизни, чтобы уделить каждому должное внимание. Хотя для этого и не нужно обладать багажом знаний. Достаточно просто любоваться и слушать музыку, застывшую в камне.

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?

???? Непейвода | 2013-09-4, 09:09

Источник: https://art-assorty.ru/4089-muzyka-zastyvshaja-v-kamnje.html

Архитектура — застывшая музыка

Почему архитектуру называют застывшей музыкой, беззвучной мелодией?Красивый образ считается принадлежащим перу известного немецкого поэта и мыслителя Иоаганна Вольфганга фон Гете. Факт этот не является стопроцентно неопровержимым, поскольку нечто похожее встречается и в других источниках, например, у Шеллинга. Установлением первенства занимаются лучшие филологические умы. Нам же в небольшом материале на тему интересна, скорее, трансформация выражения.

Поскольку в том или ином виде она возникает то у одного, то у другого деятеля искусства в досточтимом девятнадцатом веке. Гете ли, Шеллинг ли, да хоть мадам де Сталь: все они, так или иначе, подметили некую схожесть между архитектурой и музыкой.

Основная параллель, конечно же, ритм, который и был замечен всеми названными и неназванными персонажами. По сути, в музыке — это временная упорядоченность форм, в архитектуре — пространственная. И хотя внешне сходство, безусловно, исключительно умозрительное, однако если вникнуть чуть глубже, прозорливость всех упомянутых (и не очень) деятелей достойна уважения.

Начало

Был такой замечательный греческий товарищ по имени Симонид Кеосский. Вообще то, серьезный поэт, и практически столп всей лирики тех времен. Напомним, речь о пятом-шестом веках до нашей эры.

Славен он был не только хорошими стихами, но и способностью зарабатывать творчеством.

Считается одним из первых в истории профессиональных поэтов, заставивших лиру услаждать не только слух богатых заказчиков, но и приносить приличные средства.

Культурный вклад знаменитого греческого поэта включает создание многочисленных элегий, плачей, од и дифирамб, а также серьезную проработку имевшегося уже наследия разнообразных изречений мыслителей.

Не говоря уже о том, что он сам стал автором некоторых афоризмов, достигших наших дней.

Так перу Симонида принадлежит высказывание о том, что поэзию можно назвать поющей живописью, как впрочем и наоборот, живопись — молчащей поэзией.

Считается, что крылатое выражение «Архитектура — застывшая музыка» является парафразом как раз упомянутого афоризма Симонида Кеосского. Кстати, о парафразе… Термин сей означает изложение какого-либо источника, обычно текста, своими словами.

Это может быть как сокращение исходного материала, так и его распространение, более подробное объяснение. Кроме того, парафразом является переложение источника в стихи и наоборот.

Яркими примерами могут служить переложения длинных и сложных для детей произведений, вроде «Робинзона Крузо» и других.

Однако вернемся к Симониду и всем его последователям. Крылатое выражение «архитектура — застывшая музыка» является не только филигранной аналогией, но и отправной точкой для философствования вглубь проблематики.

Действительно, упорядоченность в обоих проявлениях эстетического имеет поразительную схожесть.

Это отдельный, невероятно интересный вопрос, о котором можно многое сказать, что, к сожалению, уже не входит в рамки небольшой статьи на тему.

Заключение

Крылатое выражение, рассмотренное здесь, интересно, скорее, не с точки зрения использования в контексте написания статей, в копирайтинге, а больше, с позиции лучшего понимания эстетики, ее способности проникать в умы людей, а значит, и ее использования для эффективного донесения послания пишущего.

Источник: https://mialex.ru/arxitektura-zastyvshaya-muzyka/

Камень — это застывшая музыка?

Архитектура — онемевшая музыка. (Иоганн Вольфганг Гёте) А раз так, значит, архитектура — это единственный музыкальный стиль, который можно созерцать (рассматривать, рисовать, наблюдать, фотографировать)

  • Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне».
  • Наверное, мы никогда так и не сможем понять, почему, глядя на произведения какого-либо гения архитектуры, в глубинах нашей души начинают происходить неуловимые процессы, заставляющие нас радоваться,
  • издавать восторженные возгласы и бесконечно удивляться.
  • Искусство архитектуры замечательно тем, что объединяет в себе стремление отвечать всем материальным и эстетическим потребностям человечества
  • с техническими возможностями окружвющего мира
  • Стоит лишь только остановить на миг течение своих мыслей и прислушаться к музыке величественных сооружений.
Читайте также:  Почему нельзя делать ремонт в високосный год

Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разгадать непостижимую тайну этого удивительного искусства. . Именно благодаря произведениям архитекторов древности сегодня мы можем судить о культуре, мировоззрении и научных достижениях тех времён. Потому трудно переоценить вклад этого искусство в миропонимание человека сегодняшнего.

Если вдуматься, то каждое здание, даже типовое, серое и самое неприметное, является образом, выражающим идеи и взгляды на жизнь того или иного общества. Эль Греко Отель или же Эйфелева башня могут поведать нам множество историй. Сегодня существует множество различных стилей в архитектуре. Мы вкратце расскажем лишь о самых главных.

Византийскому стилю присущи огромные стены с маленькими окнами и арками. В те времена помещения любили украшать множеством ярких напольных ковров.

Готический стиль характерен вытянутыми вверх пропорциями.

Здания той эпохи пестрили каменными кружевами и огромными витражами. Эпоха возрождения внесла смуту в уже существующие традиции архитектурного искусства.

Огромный вклад внёс Микеланджело.

Он поразил всех своим новаторским складом ума, сдвигая с привычных мест колонны и пилястры. Повлиял Микеланджело и на стиль барокко. Будучи скульптором, он будто оживил стены, добавив им пластичность. Отель Невский 98 является прекрасным примером современной архитектуры.

Стиль рококо бы призван заявить о богатстве

и состоятельности хозяев своих сооружений. Огромные гостиные, обильно уставленные мебелью и всяческими предметами интерьера, являли собой отображение статуса и достатка хозяев. Наследие прошлого не перестаёт удивлять нас разнообразием архитектурных стилей. Наверное, не хватит и жизни, чтобы уделить каждому должное внимание. Хотя для этого и не нужно обладать багажом знаний.

Достаточно просто любоваться и слушать музыку, застывшую в камне.

Музыка, застывшая в камне.

Источник: https://qna.center/question/4555301

Застывшая музыка

  • 5
  • УРОК МУЗЫКИ
  • в 5 классе.
  • Тема урока: «Застывшая музыка»
  • Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»
  • Тип урока: виртуальная экскурсия
  • Ведущий метод: поисковый
  • Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.
  • Задачи:
  • Образовательные:
  • — определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;
  • — рассмотреть способы воплощения «музыкальности» в архитектуре и «архитектурности» в музыке;
  • — подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.
  • Развивающие:
  • — развивать способность наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;
  • Воспитывающие:
  • — формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;
  • — способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
  • Оборудование урока и методическое обеспечение:
  • 1.Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • 2.Презентация с использованием видео- и аудио ряда;
  • 3.Монета;
  • 4.Карточки с заданием для творческого задания;

5. Видеоролик для поднятия настроения «Смешные здания».

Ход урока

  1. Введение. Марк Витрувий Поллион

Сложно ли понимать искусство? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Многие люди, вернувшись из путешествия, разочарованно говорят: «ничего особенного»… Увы, когда у человека нет опыта общения с искусством, ему остается единственное удовольствие — фотографии на фоне достопримечательностей. Нам сегодня тоже предстоит путешествие – экскурсия в историю искусства. И начнём мы издалека…

Слайд 2.1

Марк Витрувий Поллион, живший в Древнем Риме ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. В первой он обозначил жёсткие требования, предъявляемые к образованию людей, занимающихся этим видом деятельности. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь?

«… он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…»

Есть ли какие-то предположения? О людях какой профессии идёт речь? (мнения ребят)

— Открою вам секрет: Витрувий говорил об архитекторах.

В своих книгах он поясняет своим читателям: архитектор должен знать, как выбрать место для постройки дома и целого города, как обнаружить воду и провести водопровод, уметь смастерить солнечные и водяные часы.

Но согласитесь, самая загадочная роль в этом списке отведена музыке, хотя она внесена в этот список абсолютно справедливо. Почему? Ответ на этот вопрос впереди.

Тема сегодняшнего урока — «Застывшая музыка».

Слайд 2.2

II. Эксперимент. Поиск точек соприкосновения.

— Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же общего у музыки и архитектуры? И почему архитектуру называют застывшей музыкой? Проведём простой эксперимент. Музыкальный фрагмент, который вы сейчас услышите, посвящён известному архитектурному сооружению. Во время его звучания постарайтесь запомнить свои ощущения.

  1. Слайд 2.3
  2. Слушание: «Пирамиды» (египетская этническая музыка)
  3. Опишите услышанное (древность, что-то большое, тяжёлое, тёмное; характер грозный, мрачный; похоже на восточные мелодии).
  4. Слайд 3

Перед вами несколько архитектурных сооружений. Есть ли в каком-то из них «отзвуки» только что услышанной музыки? (египетские пирамиды) Есть другие мнения? (ответы ребят)

— Верно. Вместе с музыкой мы получили не только настроение, но и информацию, которую смогли «прочитать» в архитектуре. Поскольку это произошло, давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства родственные связи. (в тетради дети пишут «Сходства»)

III. Сопоставление элементов выразительности.

Слайд 4

— Перед вами небольшой «архитектурный» фотоальбом. Слева на слайде 12 элементов музыкальной речи, на полосе внизу страницы – элементы архитектурного языка, а в центре — фотографии, на которых мы можем проследить сходные черты. Попробуйте посмотреть на них глазами музыканта.

  • Поиск соответствий и предполагаемый вариант обсуждения:
  • Мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, «певучие» линии, соответствующие русской песенности;
  • Гармония (консонанс, диссонанс) – здесь «благозвучие», красивое сочетание, всего «в меру»;
  • Фактура (мелодия и аккомпанемент, аккордовая, полифоническая) – слева есть главное и второстепенное (мелодия и аккомпанемент), а справа ощущение созвучия, аккорда;
  • Ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;
  • Лад (мажор, минор, пентатоника) – настроение зависит от вашего личного восприятия здания или событий, связанных с ним;
  • Тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты, можно представить народный музыкальный инструмент;
  • Темп (движение) – отражение происходящего;
  • Регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;
  • Динамика (громкость) – высокие здания здесь «громче», напряжённее, чем обычные городские постройки;
  • Звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;
  • Орнаментика (украшения) – «кружевное» здание, очень обильно, с выдумкой украшено;
  • Форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части «этажами», материалом, рельефно.
  • Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.
  • .

4. Творческое задание.

Перед вами 4 архитектурных произведения и столько же музыкальных фрагментов.

Ваша задача – найти созвучие между музыкой и архитектурой и отметить стрелочкой. Затем обоснуйте свой выбор.

5.Исполнительская деятельность.

— Время нашего путешествия подходит к концу, мы возвращаемся в свой родной город Хабаровск. Сколько лет Хабаровску?…..Очень молодой и современный город!

— Какие новые архитектурные сооружения есть в вашем городе?…

— Как они выглядят?…

— Чем они отличаются от старинных строений? Почему?

  1. (потому что мы живем в другом времени, нам нужны новые формы, стили, технологии , созвучные нашему стремительному ритму жизни).
  2. Если ритм нашей жизни прогрессирует, меняется архитектура, меняется и музыка.
  3. Подберите музыку к современным зданиям родного города (простую и популярную)

— Есть замечательная песня о Хабаровске «Вдоль Амура белым парусом» автор Матвей Журавлев. Многие считают ее Гимном нашего города. Послушайте ее в исполнении …

Мелодия этой песни не сложная и красивая. Пользуйтесь текстом, споем ее вместе.

Разучивание песни.

— Этой песне уже не мало лет, но и сегодня она популярна среди молодежи истудентов, ее поют не только под гитару.но и под современные муз. инструменты.

Исполнение песни «Вдоль Амура белым парусом»

6. Домашнее задание.

Слаид

7. Итог.

— Почему архитектуру называют «застывшей музыкой»?

( Потому что это одно из самых долговечных и сильных средств выражения культуры и духовности.Подобно музыке, она способна вызывать у человека глубокие чувства).

  • -Может ли архитектура существовать без музыки?
  • — А музыка без архитектуры?
  • — Подводя итог нашей виртуальной экскурсии, мне бы хотелось ещё раз напомнить вам о том, что музыка и архитектура, не смотря на очевидные различия между ними, с древнейших времён находили множество точек соприкосновения, которые делали эти виды искусства ярче и красноречивее.
  • Видео (для поднятия настроения) «Смешные здания».

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/zastyvshaia-muzyka-2.html

Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?

Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?

  • Музыка — это искусство. Архитектура — тоже.
    Музыка — это динамика. Это искусство, которое раскрывается перед слушателем за определенное время (за время прослушивания композиции).
    Архитектура действует сразу. Она дает эффект, сходный с прослушиванием живой музыки любимого композитора. Только чтобы quot;ахнутьquot; от архитектуры, не нужно слушать часовую симфонию — она, как застывшая музыка, сразу впечатляет (или не впечатляет).
  • Сравнение на мой взгляд, вполне справедливо. Конечно так можно говорить далеко не о всех архитектурных сооружениях. Как правило, при созерцании настоящих архитектурных сооружений, внутри нас действительно, как бы начинает звучать музыка.
  • quot;Архитектура и музыка — сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре — музыкуquot;, так выразил сво мнение в прошлом столетии французский теоретик архитектуры, архитектор, дизайнер и художник. Ле Корбюзье. И архитектуре и музыке присущ ритм. Архитектура очаровывает своей красотой организованности. В ней присутствует повторяемость: балконов, колонн, окон и т. д. В музыке отдельные звуки, чередуясь и сливаясь воедино, рождают мелодию. Архитектурой и музыкой мы восторгаемся, когда в них присутствует гармония. Архитектура своими формами, контурами, рисунком, а музыка своей динамикой, фактурой формируют наше настроение.
  • В архитектуре, как и в музыке, есть композиция, сюжет, мотив, вместе они создают неповторимое звучание, пластичность форм и содержания. Архитектурные сооружения создают в нашем сознании причудливые сплетения аккордов, звучание, способное оживить гранит и мрамор.
  • Сравнение абсолютно верное. Порой,глядя на некоторые прекраснейшие архитектурные сооружения так и напрашивается мотив какой-нибудь музыки. Эти прекрасные завитки,извилистые линии,причудливые формы сооружений,очень схожи с ритмами музыки.
  • Потому что в красивых зданиях и архитектурных ансамблях есть гармония, которая сродни той гармонии, которая содержится в великой музыке.
    Красивые здания производят на наблюдателя не меньшее впечатление, чем величественная музыка на слушателя.
  • Архитектуру неслучайно называют застывшей музыкой, а именно застывшей музыкой во времени. Архитектурные сооружения бывают настолько красивы и гармоничны, что разу представляется какая-нибудь классическая красивая мелодия. Замечу, что не обо всех архитектурных строениях можно так сказать, а лишь о тех, которые действительно прекрасны. Архитектура прекрасна благодаря своим компонентам: формам, рисункам, колоннам и прочему, а музыка прекрасна благодаря своему звучанию, ритму, динамике. Как хорошая музыка, так и хорошая архитектура создают позитивное настроение. Только музыка звучит, она динамична, а архитектура как бы застыла во временных рамках.
  • Застывшей музыкой архитектуру назвал Ф Шеллинг, а И.-В.Гете — отзвучавшей мелодией.
    Я не часто слышу эти выражения в простой речи.
    Такие сравнения вполне объяснимы и понятны тем, кто знает и слушает музыкальные произведения великих композиторов. Гениальным архитектурным сооружениям присуща та же гармония, стройность, соразмерность в построении, как и симфонии или сонате. Красота тех и других в гармонии, выверенности линий, четкости формы, волшебстве применяемых украшений.
Читайте также:  Почему слоятся ногти на руках? 5 самых частых причин

Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/pochemu-arhitekturu-chasto-nazivayut-zastivshej-muzikoj/

Методическая разработка по предмету музыка "Застывшая музыка" план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

  • Методическая разработка урока по музыке
  • 5 класс
  • Урок «Застывшая музыка»
  • Тип урока: урок — проект

Учебные материалы урока: программа по музыке авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой; «Петербург конца XVIII – начала XIX века в акварелях и гравюрах Бенжамена Патерсена» Комелова Г.Н. 1984;

Цель урока: проанализировать связь разных видов искусства: архитектуры, музыки, изобразительного искусства с помощью групповой работы над проектами; научить отличать стилистику русской духовной музыки и западноевропейской, узнавать на слух изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Задачи урока:

  • образовательные: постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Сверхзадача — полюбить великое прошлое родной земли, познавая прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.
  • Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к музыке, скульптуре, архитектуре, ИЗО, воспитывать культуру и толерантность.
  • Развивающие: развивать образное мышление, навыки проектной деятельности, восприятие серьезной музыки, вокальные и певческие навыки, слух, память.

Планируемые результаты: школьники научатся видеть связь музыки с произведениями других видов искусства, размышлять о музыке, выражать свое мнение о прослушанной музыке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при работе над проектом.
  • Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации, видеофрагментов.
  • Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками и учителем; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Личностные результаты: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

Оборудование для учителя: рисунки архитектурных построек разных эпох; видеофрагменты о красоте архитектуры; фотографии органа и презентация с видеофрагментами игры на органе, портрет И.С.Баха.

Оборудование и материалы для учащихся: учебник 5 класса под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой; репродукции картин  известных художников с изображением архитектуры разных эпох; рабочие тетради по предмету.

План урока.

№пп Этап Содержание Время Примечание
1 Организационный Подготовка материалов к уроку 1 мин. Организация рабочего места
2 Введение Вступительная часть  2 мин. Создание интриги урока
3 Постановка задачи Ознакомление с новым материалом 10 мин. Сообщение нового материала по теме «Архитектура — застывшая музыка» с показом презентации и видеофрагментов
4 Самостоятельная творческая, проектная работа учащихся Выполнение творческого задания с использованием репродукции картины известного художника в группах по 3-4 учащихся 25 мин. Сочинение-размышление на тему «Почему архитектуру называют застывшей музыкой»
5 Подведение итогов урока Анализ работ 4 мин. Представление работ (сочинение+репродукция), чтение пожеланий
6 Рефлексия Повторение новых терминов, обсуждние результатов проектной деятельности 2 мин. Сдача проектов, дискуссия, подведение итогов.

Технологическая карта урока

№пп Этапзанятия Деятельностьучителя Деятельностьучащихся Педагогическая технология Планируемые результаты
Предметные УУД
1 Организационный Контроль за подготовкой рабочего места Готовятся к уроку Регулятивные УУД: Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя
2 Введение Ведение диалога с учениками Ведут диалог с учителем Проблемное обучение Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
3 Постановка задачи урока Показывает презентацию, видеофрагменты к уроку, ведет диалог с учащимися Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку Использование ИКТ Развиват ь умение видеть, зрительс кие навыки.    Познавательны е УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации видео
4 Самостоят ельная творческая работа учащихся Следит за ходом творческой работы учащихся в группах, помогает решить возможные конфликты Договариваются о главных мыслях и идеях сочинения, обсуждают репродукции, творческий поиск Работа в группах, обучение в сотрудничес тве. Создание продукта, который являет обязательны м для технологии «урок- проект» Развитие компози ционного мышления,воображ ения, умение создавать творчес кие работы на основе собстве нного замысла   Коммуникативные УУД: умение договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, при работе в группах
5 Подведение итогов урока Координирует действия учащихся Высказывают мнения об уроке, эмоциях, возникших во время работы, читают пожелания друг другу. Социальная значимость для ребенка. Уметь использ овать выразит ельные средства и материалы для воплоще ния своего художес твенно- творчес кого замысла Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной
6 Рефлексия Координирует действия учащихся, ставит дискуссионые вопросы, подводит итог Вспоминают новые термины, обсуждают главный вопрос урока, проекты, дискутируют, делают вывод вместе с учителем Педагогика сотрудничества Знать новые музыкальные, художетсвенные термины и понятия Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим на необычную и очень красивую тему.

Все в этом мире, ребята, находится в непрерывном движении, в звуках. Иногда мы говорим: «Шум ветра, музыка дождя, музыка моря». И даже неподвижные предметы, благодаря нашему воображению рождают звуковые образы.

Весь мир находится в движении, но человек пытается остановить, задержать эти прекрасные мгновения, чтобы полюбоваться и делает он это с помощью искусства — живописи, фотографии, скульптуры, архитектуры. «Архитектура — это застывшая музыка» — так звучит тема нашего урока.

Скажите, ребята, как вы понимаете эту фразу? Что кроется в ней?

  1. Дети отвечают, выражают свое мнение.
  2. Учитель: А что такое архитектура?
  3. Дети: Это здания, постройки, храмы.

Учитель: Верно, все это относится к архитектуре. Точнее, архитектура — это способы возведения зданий. Архитектура менялась вместе со временем. Посмотрите на фотографии (показывает фотографии на доске) — образцы построек. Видно, что эти здания возводились в разное время. Какое из этих зданий более старое? А какое самое новое?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/03/20/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-predmetu-muzyka-zastyvshaya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector