Почему я идиот? клинические признаки умственной отсталости

Умственная отсталость — это состояние, при котором интеллектуальное развитие человека не соответствует его возрасту, и/или он не может обрести навыки, необходимые для повседневной жизни. Как правило, умственно отсталые люди могут учиться, но делают это намного медленнее здоровых людей. Существует несколько степеней умственной отсталости — от легкой до глубокой.

У людей с умственной отсталостью существуют ограничения в следующих областях:

  • Интеллект — качество, определяющее способность человека обучаться, рассуждать, принимать решения и справляться с проблемами.
  • Адаптивное поведение — качество, которое включает в себя способность к эффективной коммуникации и взаимодействию с людьми, а также способность заботиться о себе.

Уровень интеллектуального развития определяют при помощи теста на коэффициент интеллекта (IQ). Средний IQ человека составляет 100 пунктов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ ниже 70-75 пунктов.

Чтобы оценить адаптивное поведение человека, специалисту необходимо в течение некоторого времени понаблюдать за ним, а также сравнить особенности его поведения с нормой для его ровесников.

Поскольку умственную отсталость обычно диагностируют еще в детском возрасте, специалисту важно знать, как ребенок взаимодействует со сверстниками и членами семьи, в частности, насколько хорошо он их понимает; может ли он самостоятельно есть и одеваться, а также, как он реагирует на внешние стимулы.

От умственной отсталости страдает приблизительно 1% населения нашей планеты. У 85% из этих людей диагностируется легкая форма умственной отсталости. Такие пациенты медленно усваивают новую информацию, однако благодаря правильному обучению и поддержке большинство из них в будущем смогут жить самостоятельно, почти также, как обычные взрослые люди.

Каковы признаки умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей может проявляться по-разному и в разном возрасте.

Первые ее признаки у одних проявляются еще в младенчестве, а у других — лишь после того, как ребенок достигает школьного возраста.

Возраст, в котором появляются первые признаки умственной отсталости, обычно зависит от степени выраженности нарушения. Вот самые распространенные симптомы умственной отсталости у детей:

  • Ребенок поздно начинает переворачиваться, садиться, ползать или ходить;
  • Ребенок поздно начинает разговаривать и/или у него имеются заметные проблемы с речью;
  • Ребенок значительно позже ровесников учится ходить на горшок, одеваться, есть, и так далее;
  • Трудности с запоминанием простейших вещей;
  • Неспособность связать действия и их последствия;
  • Проблемы с поведением, например, частые и сильные вспышки гнева;
  • Трудности с логическим мышлением и решением проблем.
  • У детей с тяжелой и глубокой формами умственной отсталости могут быть и другие проблемы со здоровьем, например, нарушения моторики, судороги, слабое зрение и слух.
  • Причины умственной отсталости
  • Любые нарушения нормального развития головного мозга могут привести к умственной отсталости, но выявить конкретную причину этого нарушения удается далеко не всегда. Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:
  • Можно ли предотвратить развитие умственной усталости?

В некоторых случаях это возможно. Например, матери совершенно по силам предотвратить развитие фетального алкогольного синдрома, следствием которого может стать умственная отсталость. Чтобы не допустить развития этого нарушения, во время беременности категорически нельзя употреблять алкоголь.

Адекватный уход во время беременности, прием пренатальных витаминов, своевременная вакцинация от некоторых инфекций — эти меры тоже уменьшают вероятность того, что у ребенка будет умственная отсталость.

Если в личном или семейном анамнезе одного из будущих родителей есть наследственные заболевания, перед зачатием рекомендуется провести генетическое консультирование.

Некоторые диагностические процедуры, например, ультразвуковое исследование и амниоцентез, позволяют выявить ряд проблем, связанных с умственной отсталостью, еще во время беременности. Однако устранить эти проблемы в настоящее время невозможно.

Что делать, если у ребенка диагностирована умственная отсталость

Если нарушение было выявлено в раннем возрасте, с ребенком и его родителями могут работать специалисты по развитию речи, психологи и физиотерапевты.

Они используют методы, которые не только в определенной степени стимулируют развитие ребенка, но и помогают родителям научиться правильно обращаться с ребенком, у которого имеются особые потребности.

Для умственно отсталых детей школьного возраста существуют специальные учебные заведения, где с ними работают педагоги, имеющие особую подготовку.

Родителям, которые растят ребенка с умственной отсталостью, прежде всего, нужно как можно больше узнать об этом нарушении. Это поможет понять, чего может и чего не может достигнуть ребенок в процессе развития, и учитывать его особенности в общении с ним.

Отставание по умственным способностям от сверстников называется слабоумием. Проблема может быть как врожденной, так и приобретенной. Доктора предпринимают все усилия и новейшие методики, чтобы минимизировать дефект, дополнительно применяются игры для детей с умственной отсталостью.

https://www.youtube.com/watch?v=MVxjw1xARII

При патологиях в структуре мозга возникают необратимые процессы, влияющие на умственные, интеллектуальные способности ребенка. Недоразвитость, отставание от развития доктора именуют олигофренией или слабоумием и относят в мкб 10 к коду F-70-79. Каждое из этих состояний представляет собой большую трагедию, а также проблемы в социальной сфере.

Игры для детей с умственной отсталостью могут быть частью лечебного процесса

При нормальном развитии, человек с момента рождения обретает навыки высших психических функций, к которым относится мышление, речь, восприятие реальности, память. Что касается лиц со слабоумием, то у них наблюдаются особенности высших психических функций.

Они утрачены частично или полностью, все зависит от тяжести недуга. Болезнь встречается примерно у 3% из общего числа новорожденных, что говорит об актуальности проблемы.

В зависимости от формы болезни, причин развития слабоумия, умственная недоразвитость может иметь различные степени.

Первая ступень — проблемы с восприятием, которой сопутствуют нередко плохой слух, зрение, скудность речи. Но даже если с анализаторами все в порядке, возникает расстройство обобщения восприятия, замедленность в понимании по сравнению со здоровыми детишками. При олигофрении, ребенок может охватывать только отдельные части предмета, прослушанного материала, не вникая в важные моменты.

Серьезное нарушение интеллектуальных способностей вызывает особенности речевого развития у детей с умственной отсталостью. Как правило, речь запаздывает, или наблюдается чрезмерный поток фраз, которые по неопытности можно воспринять за богатую речь.

Главное прислушаться и будет понятно, это всего лишь набор фраз ничего не значащих, на уровне одной интонации и свидетельствующих о проблеме с психикой.

Нередко, если у ребенка присутствует сложная форма умственной отсталости, что называется имбецилизм, речь может полностью отсутствовать, что свидетельствует о глубоком поражении мозга из-за гидроцефалии.

Примерно в 3-4-х летнем возрасте, речевое развитие немного улучшается — ребенок может улавливать интонации, мимику родителей, вникать в отдельные фразы, слова, что позволяет обогатить словарный состав, но состояние все же остается ограниченным.

Зачем нужны корректирующие игры

Ребенку трудно или совсем не дается обучение в общеобразовательных заведениях, он не способен адаптироваться в социуме. По этой причине, разработаны программы, называемые коррекционно-развивающими, так как болезнь не лечится, а только поддается корректировке интеллектуальная, умственная составляющая.

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталости

Игры помогают детям адаптироваться в социуме

Важно: не стоит ожидать мгновенных результатов от занятий, родителям придется набраться терпения и мудрости, чтобы добиться прогресса в развитии малыша.

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Игры на развитие двигательных способностей отлично развивают мелкую моторику, координацию, равновесие, позволяют концентрировать внимание на определенном объекте. Малыш осваивает простое представление о расстоянии, величине, весе предмета.

Водители

Встать рядом с малышом и повторять: Мы едем, едем на машинке, нажимаем ножками на педали, включаем газ, потом выключаем. Смотрим внимательно вперед. Идет дождь и дворники стирают капельки — то вправо, то влево. Теперь стекла без воды! Водители мы хоть куда! Во время инсценировки, детишки должны повторять за преподавателем движения ножками и ручками.

Мой танец

Детей нужно собрать в хоровод и напевать: Детки, нам навстречу летят красивые бабочки, они танцуют и кружат под музыку. Давайте повторим за ними и будем также кружиться.

Под звуки ритма, учитель делает разные движения руками, ногами, а дети повторяют за ним.

В определенный момент, преподаватель должен коснуться одного из ребятишек, он выходит в центр круга и танцует по своему, затем в игру вступает следующий участник.

Что там летает?

Учитель называет предмет, летающий в воздухе. Ребенок должен ответить, что это летает и махать руками как крыльями. Если преподаватель произносит слово, принадлежащее нелетающему объекту, малыш сидит спокойно.

Найди ухо и нос

Учитель должен дать команду — произнести слово «нос» и дотронуться до носа, затем «ухо» — прикоснутся к уху. Первая попытка должна совершаться вместе с ребенком, вторую малыш должен сделать сам.

Запрещенные движения

Учитель совершает движение, которое нельзя повторять детям, затем дополняет действия взмахами рук и ног, которые также нельзя воспроизводить. Тот, кто «ослушался» и повторил действия, выбывает из игры.

Есть или не есть

С произнесением слов, учитель бросает детям мяч. Слово может означать съедобный или несъедобный предмет. Если кто-то поймал мяч при «несъедобном» — выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие речи у детей с умственным отставанием

Витрина магазина

Учитель ведет малышей к небольшой витрине, называя ее Лавкой Сказочника. Там расставлена яркая посуда, а дети становятся в очередь. Когда малыш подходит, учитель спрашивает, что ему продать и отпускает товар только тогда, когда «покупатель» назовет предмет, его цвет. Игру можно закончить с полной реализацией представленного товара.

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталости

Некоторые игры помогают развивать у детей речь

За что меня любят

Вместе с учителем, детки идут по дороге в Страну Сказок, на их пути встречается волк. Пока малыши не расскажут, за что его можно полюбить, прохода нет.

Выбери себе имя

Чтобы продолжить путь по дороге Сказок, малышам нужно придумать себе имя, которое им нравится. Преподавателю нужно задать вопрос — почему именно это имя выбрал тот или иной ребенок.

Разработка зрительной внимательности

Найди лишнее

На карточке нарисовано 6-10 объектов, из которых 2 совершенно одинаковых рисунка. Ребенку нужно найти их и озвучить.

Укажи лишнее

На картинке 5 одинаковых рисунков и один отличающийся. Малыш должен указать на лишний предмет.

Ищем отличия

На карточке нарисованы две картинки, у них есть несколько отличий, которые должен найти ребенок.

Строим узоры

Малышу нужно дать цветные палочки, мозаику, чтоб он выложил букву, узор, цифру и т.д.

Мастерим бусы

Нужно взять два цвета (или вида) бус и показать схему, по которой ребенку нужно их нанизать на нить.

Выходим из лабиринта

Представить карточку, на которой нарисован лабиринт. Дитя должно взглядом показать пути и выход. Если сложно сделать это только глазами, дать карандаш, палочку.

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталости

Есть игры, которые помогают развивать внимание

Пиктограмма — как способ общения

При тяжелой или умеренной степени болезни, для облегчения коммуникации разработаны пиктограммы для детей с умственной отсталостью. Малыш общается символом как письмом, который выражает его мысли. Пиктограммами пользуется весь мир, вспомним хотя бы дорожные знаки, спортивные символы и т.д. Метод был создан в Советском Союзе еще в 30-х годах 20-го века.

Каждая картинка должна быть простой, конкретной, соответствовать банальным желаниям ребенка. Всего система пиктографии для умственно отсталых состоит из шестидесяти картинок для 10-ти разделов:

  • общие символы, предназначенные для взаимосвязи;
  • качественные обозначения: плохо, хорошо, очень хорошо;
  • знаки, выражающие состояние ребенка, его здоровья;
  • знаки, обозначающие еду, посуду;
  • предметы быта;
  • знаки, указывающие на гигиену;
  • занятия, игры;
  • ощущения, чувства;
  • отдых, работа;
  • вера, религия.

Особенности развития детей с умственной отсталостью требуют от его родителей массу терпения, внимания, ответственности. Растить такого малыша нелегко, придется быть его верным спутником по ходу всей жизни. Не стоит зацикливаться на разработанных специалистами программах по развитию элементарных навыков, хотя они дают отличные результаты.

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталости

К развитию детей с умственной отсталостью следует подходить с особенным вниманием

Важно уделять любимому чаду больше внимания, совершать прогулки, лучше в красивых местах, начиная с ближнего расстояния, двора, улицы, затем на берегу реки, моря, в зеленой зоне.

По ходу можно говорить с ним на доступные темы, пытаться вызвать у него реакцию на беседу, пусть это будет мимика, жесты, глухие звуки.

Благодаря легкому променаду, у ребенка будет развиваться внимание, наблюдательность, память.

Для того, чтобы как можно раньше выявить и начать ее лечение, мама должна знать симптомы данной патологии. При этом причины данного явления еще окончательно не изучены.

Из-за чего возникает умственная отсталость у малышей?

Читайте также:  Почему болят яичники, симптомы заболеваний, как снять боль в домашних условиях

Условно все факторы, приводящие к развитию умственной отсталости у детей, можно поделить на эндогенные и экзогенные. При этом, они могут воздействовать на ребенка как на этапе внутриутробного развития, так и в течении первых месяцев, и даже лет с момента рождения малыша.

Наиболее распространенными причинами, вызывающими умственную отсталость
у детей являются:

  1. Различные интоксикации, к которым относят, прежде всего, все болезненные состояния, испытываемые женщиной в период вынашивания ребенка. Как правило, возникают они под влиянием ядовитых веществ, образование которых происходит в результате нарушения процесса обмена. Довольно часто интоксикация может являться следствием чрезмерного и длительного применения лекарств во время беременности.
  2. Тяжелые инфекционные процессы.
  3. Травмы плода при беременности
  4. Родовые травмы.

Из внутренних причин, наиболее главной является наследственный фактор.

Как самостоятельно определить умственную отсталость у малыша?

Из-за того, что в большинстве случаев признаки умственной отсталости у детей скрыты, патология выявляется довольно поздно. При этом, в зависимости от , симптомы ее различны, т.е. каждый из видов умственной отсталости у детей имеет собственные симптомы.

Так, при легкой форме
, по внешним признакам дети ничем не отличаются от других. Как правило, они имеют небольшую сложность в процессе обучения, однако обладают достаточно хорошей и точной памятью. Отличительным признаком является привязанность, зависимость от взрослых и воспитателей.

При средней форме (имбицильность)
дети очень привязаны к взрослым, и способны лишь различать наказание и похвалу. Их можно обучить элементарным навыкам обслуживания. Как правило, такие дети обучаются письму, чтению и простому счету.

При тяжелой форме (идиотия)
ребенок практически нечему не обучается. Речь при этом отсутствует, а движения являются нецеленаправленными, довольно неуклюжи. Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталостиВсе эмоции проявляются в примитивном выражении недовольства или же радости.

Как проводят лечение умственной отсталости?

Из-за того, что признаки умственной отсталости у грудничков слабо выражены, лечение патологии у детей такого возраста практически не проводится.

При постановке подобного диагноза старшим детям, назначают различные препараты, в зависимости от того, что стало причиной развития болезни. При этом могут применяться гормоны, препараты йода и другие, назначенные врачом лекарства.

Источник: https://animatrade.ru/symptoms-of-mental-retardation-mental-retardation-if-the-psyche-is-underdeveloped/

глубокая умственная отсталость, идиотия у детей

Идиотия – это самая тяжелая форма олигофрении (не путать с понятием «идиотизм», разговорной формой слова). На данный момент диагноза «идиотия» нет. Равно как и дебильности с имбецильностью. Эта терминология использовалась в МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). На смену пришла МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра).

Если проводить параллель между МКБ 10 и МКБ 9, то идиотия, как стадия олигофрении, условно приравнивается к глубокой форме умственной отсталости (в отношении олигофрении). Соответственно, очень много специальной литературы с использованием «старой» терминологии.

В статье будет использоваться словосочетание «больные идиоитей», но оно дано только для облегчения понимания. Следует учитывать, что диагноза «идиотия», как уже было отмечено выше, сейчас нет. Равно как и симптомы идиотии в качестве характеристики заболевания не рассматриваются.

Потому что умственная отсталость не болезнь, а только одна из характеристик различных групп заболеваний.

Олигофрения – это раннее поражение головного мозга, выражается в тотальном недоразвитии активной познавательной деятельности и нервно-психической стороны личности (сенсорики, моторики, интеллекта и эмоциональной сферы) в целом. Основной дефект при олигофрении – это недоразвитие мышления.

Идиотия у детей проявляется сильнейшей дисфункцией центральной нервной системы.

Нарушения развития при этом возникают либо в пренатальном (внутриутробном), интранальном (во время родов), постнатальном (до 3 лет) периодах развития человека.

Данные нарушения характеризуются в основном недостаточностью интеллектуального развития. При идиотии уровень интеллекта находится на самом низком уровне из вообще возможных при олигофрении.

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталости

Общая характеристика глубокой умственной отсталости

Эта форма олигофрении видна в раннем возрасте. Больные с глубокой формой умственной отсталости живут в основном недолго, большинство не доживает до 20 лет. Жизнеспособность их очень низкая.

Для идиотии характерно системное недоразвитие личности. Вообще о развитии как таковом приходится говорить весьма условно. Хотя и отрицать его как таковое также неправильно.

Общий уровень развития при идиотии примерно равен уровню 2-3 летнего ребенка.

Больные с идиотией практически полностью беспомощны. Нуждаются в постоянном уходе и присмотре. Даже обучение навыкам самообслуживания практически невозможно в большинстве случаев. Лишь только ближе годам 13-14 подростки могут делать минимальные вещи: ходить в туалет (и то только под постоянным контролем) например, или умыть лицо.

Дефект развития носит глобальный характер. Физическое развитие также нарушено, наблюдается существенное отставание в росте, весе.

Часты соматические заболевания – нарушения зрения и слуха, пороки сердца, нарушения работы опорно-двигательного аппарата, больные нередко не способны самостоятельно передвигаться (прямохождение очень часто невозможно, не могут даже самостоятельно сидеть, стоять, ползать), нарушения работы желудочно-кишечного тракта, кровеносной системы, нарушения пропорций туловища и конечностей, деформация черепа, недоразвитие внутренних органов и многое другое. Характерны проявления беспорядочной двигательной активности, монотонных движений (раскачиваний) и общего двигательного недоразвития. Иммунитет ослаблен, поэтому чаще других детей подвержены инфекционным заболеваниям.

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталости

Качественная характеристика глубокой умственной отсталости

Уровень развития ВПФ (высших психических фукций)

Восприятие. Ограничивается только непроизвольными реакциями на внешний раздражитель. Способны воспринимать только то, что касается естественных потребностей – жарко, холодно, больно, голод и тому подобное.

Внимание. Практически ни на что не реагируют. Крайне трудно привлечь внимание и тем более на чем-то его остановить дольше 1 минуты. Ориентировка в окружающем мире крайне затруднена, практически невозможна без сопровождения, направляющей и организующей помощи.

Речь.  Обращенную к ним речь практически не понимают. Но могут выполнять простые действия после многократно повторенных просьб, сказанным самыми простыми словами, типа «иди ко мне».  Реакции поведения проявляются только на перемену интонации. Собственная речь отсутствует. Даже звукоподражание практически невозможно. Издают только бессмысленные и нечленораздельные звуки.

Память. Отсутствует как компонент психической деятельности. В основном не запоминают лиц, изображений и тем более, символов (цифр, букв). Хотя бывают случаи, когда больные узнают близких людей, проявляя элементарные эмоции (улыбка, гуление). Если идиотия у них не самой тяжелой степени.

Мышление. Практически отсутствует как высшая познавательная функция. Даже простейшие операции невозможны. Осознание собственной личности отсутствует.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоции крайне уплощены. Больные адекватно не реагируют на окружающие события. Их эмоции вообще не связаны с внешними раздражителями. Они не могут расстраиваться или радоваться. Не плачут, не смеются.

Не знают что такое сострадание, жалость, любовь или ненависть. Не проявляют сложных эмоций как таковых. Так как для их проявления и формирования необходим определенный уровень умственного развития.

К волевой деятельности, по этой же причине, не способны в принципе.

Часты импульсивные и неосознанные эмоциональные реакции, аутоагрессия (агрессия направленная на самого себя) – бьют или щипают себя, например. Могут швыряться в окружающих различными предметами без видимых причин, ударить или толкнуть. На порицание никак не реагируют.

Могут проявлять излишнее сексуальное возбуждение, выражающееся в бурном и безудержном онанизме. Извращенное обжорство, больные порой поедают даже собственные экскременты.  Если основные потребности не удовлетворены (голод, например), то проявляют агрессию, громко кричат.

Наевшись, становятся благодушными и на время успокаиваются. Нравственные нормы не доступны для понимания.

Умственная отсталость может иметь экзогенную природу – обуславливаться патологическим воздействием внешних факторов и эндогенную – обуславливаться воздействием внутриутробных вредностей и наследственной природой (хромосомными нарушениями) на развитие плода.

Генетические нарушения, сочетающиеся с глубокой умственной отсталостью

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталости

Синдром Дауна. Основной характеристикой является хромосомная аномалия. Синдром Дауна назван в честь врача, описавшего это заболевание. В данном случае, рассматриваются случаи, когда синдром Дауна сочетается с низким уровнем развития интеллекта.

Не стоит забывать при этом, что наличие у человека синдрома Дауна не всегда означает наличие интеллектуальной недостаточности.

Стоит также учесть, если синдром Дауна сочетается с умственной отсталостью, то в 20% случаях это именно глубокая умственная отсталость.

Синдром Клайнфельтера. Это заболевание, характеризующееся нарушениями работы эндокринной системы. Заболеванию подвержены мужчины. Внешне эти больные отличаются диспропроциональными конечностями (излишне длинными). Они бесплодны. И очень высокого роста. Но глубокая умственная отсталость при этом заболевании все-таки не часто встречается.

Синдром Шерешевского Тернера. Данному заболеванию, наоборот, подвержены исключительно женщины. Причем здесь наблюдается как умственное, так и физическое недоразвитие различных форм. Умственная отсталость при этом может быть от легкой формы до самой сильно выраженной (глубокой).

Амавротическая идиотия или болезнь Тея Сакса. Обусловлена патологической наследственностью, выражается в расстройстве жирового обмена на уровне нервной системы. Характер распространения со временем приобретает тотальный характер.

Одним из первых поражается орган зрения, возникают нарушения двигательной сферы, интеллектуальное развитие останавливается, а потом резко и стремительно идет в обратную сторону. Заболевание смертельное. Если амавротическая идиотия (болезнь Тея) возникает в детском возрасте, то ребёнок редко доживает до 3 лет.

Бывают случаи, когда она возникает в подростковом возрасте, симптомы немного сглажены, но  лечению и терапии не поддается при любом раскладе.

Болезнь Сандхоффа. Имеет генетическую обусловленность и схожа по симптоматике с болезнью Тея Сакса. Но встречается реже. Приводит к глубокому поражению центральной нервной системы. Вследствие этого наблюдаются нарушения опорно-двигательной сферы,  паралич, умственная отсталость. Болезнь Сандхоффа не излечима. Можно только попытаться облегчить ее проявление симптоматически.

Идиотия, обусловленная внутриутробными вредностями

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталости

Речь идет прежде всего о внутренней среде, в которой развивается плод. Имеет значение состояние плаценты – если ее структура нарушена, то возможно нарушение развития головного мозга и как следствие, глубокая УО.

Очень сильное влияние оказывают инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, краснуха во время беременности оказывает фатально патологичное воздействие на плод. Причем вместе с УО будут наблюдаться и различные патологии внутренних органов ребенка.

 Сильное негативное воздействие оказывает и перенесенный во время беременности грипп. Вирус герпеса, попавший от матери к зародышу также крайне отрицательно влияет на развитие эмбриона.

  Врожденный сифилис зачастую приводит к появлению УО у ребенка, вплоть до самой тяжелой формы.

Интоксикация организма матери — алкоголизм, курение, употребление психоактивных веществ, ряда лекарственных препаратов также могут выступать в качестве патологических факторов, вызывающих УО. Причем чем больше по времени воздействие этих факторов, тем выше вероятность рождения ребенка с глубокой формой УО.

Идиотия, возникшая из-за особенностей течения родов и раннего развития ребенка (до 3 лет)

Самыми частыми причинами возникновения глубокой УО при осложненных родах являются асфиксия плода (недостаточность кислорода), кровоизлияния в мозг, черепно-мозговая травма (использование вакуумной помпы или щипцов),  перенесенные  в раннем детском возрасте заболевания головного мозга (менингит, энцефалит).

Вообще, заболевания, при которых наблюдаются нарушения сознания, судороги, высокая температура существенно увеличивают риск возникновения УО даже глубокой формы. Причем если ребенок недоношенный или переношенный, то риск осложнений во время родов существенно возрастает, следовательно, и опасность травмы плода также пропорционально увеличивается.

  • Следует особенно отметить, что возраст ребенка имеет существенное значение, то есть чем младше ребенок, тем выше риск нарушения психического развития от перенесенных заболеваний.
  • Поэтому так важна ранняя диагностика и своевременное лечение возникших заболеваний у детей.

Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/idiotiya-kak-glubokaya-umstvennaya-otstalost.html

Умственная отсталость

Почему я идиот? Клинические признаки умственной отсталостиУмственная отсталость представляет собой задержку или неполное развитие психики, чаще всего обнаруживается в трехлетнем возрасте, но иногда возникает и у детей в младшем школьном возрасте.

Существует множество причин, по которым может возникнуть умственная отсталость, но все из них еще не изучены до конца. Факторы, которые могут воздействовать на развитие умственной отсталости разделяют на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Они могут действовать в период развития плода в утробе матери, и в первые месяцы или годы жизни малыша. Существует множество факторов, которые приводят к резким нарушениям в развитии.

Самыми распространенными являются:

  • Разные интоксикации, то есть болезненные состояния беременной женщины, которые возникают под воздействием ядовитых веществ, что образуются во время нарушенного обменного процесса. Часто интоксикация является результатом чрезмерного употребления беременной женщиной лекарственных препаратов. Они могут повлиять на изменение развития плода.
  • Тяжелые инфекционные болезни, которые переносит женщина во время беременности – краснуха, скарлатина, грипп и так далее.
  • Тяжелые формы дистрофии беременной женщины, то есть нарушенный обмен веществ в тканях и органах, которые вызывают расстройства их функции, изменения в строении.
  • Травматическое поражение плода, возникшее в результате ушиба или удара. Умственная отсталость может возникнуть в результате травм при родах. Такие травмы могут возникнуть сдавливания головки во время прохождения родовых путей при чрезмерно быстрых или при затяжных родах, в результате наложения щипцов.
  • Заражение плода разными паразитами, которые существуют в организме беременной женщины. К ним относят таксоплазмоз, который является паразитарным заболеванием, возбудителем которого является паразит, относящийся к простейшим животным. Заразиться женщина может от домашних животных – кошек, собак, коров, кур, голубей, а так же от диких животных – зайцев, мышей, сусликов.
  • Среди внутренних причин особое значение имеет наследственный фактор. Умственная отсталость в большинстве случаев имеет генетические формы. Наследственный фактор проявляется часто в несовместимости крови ребенка и крови матери, в хромосомных заболеваниях. При нормальном состоянии в каждую дочернюю клетку при делении попадает двадцать три хромосомы. Во время оплодотворения яйцеклетки образуется стабильное число хромосом – сорок шесть. При болезни Дауна двадцать первая пара хромосом не делится, у таких детей хромосом имеется сорок семь хромосом.
  • Воспалительные болезни мозга и его оболочек, которые возникают у маленьких деток, могут стать причиной умственной отсталости.
  • Нарушенный белковый обмен в организме. К примеру, очень тяжелой формой умственной отсталости является фенилкетонурия, в ее основе лежит именно данная причина.
  • На развитие умственной отсталости у детей могут влиять такие факторы, как неблагополучная экологическая обстановка, повышенная радиация, наркомания или алкоголизм одного из родителей, в особенности матери. Важную роль играют тяжелые материальные условия, которые имеются у некоторых семей. В подобных случаях ребенок в первые дни своей жизни, а потто ми постоянно получает неполноценное питание, которое необходимо как для физического, так и для умственного развития.
Читайте также:  Почему распался ссср? закономерный развал или спланированная акция?

Симптомы умственной отсталости

Самым главным признаком умственной отсталости есть пониженный интеллект ребенка. Зависимо от степени снижения интеллекта, можно  различить легкую форму, среднюю форму и тяжелую форму умственной отсталости.

Легкая форма умственной отсталости (другое название дебильность) IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей.

В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении.

Они имеют зависимость от родителей, воспитателей, они очень не любят. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми.

Бывает и такое, что они стараются привлечь внимание к себе разными яркими поступками, в основном нелепыми, иногда и антисоциальными. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей, они стремятся скрыть свою болезнь.

При средней форме умственной отсталости (другое название имбицильность) IQ тридцать пять- сорок девять. Такие  дети испытывают привязанность, различают наказание и похвалу. Их можно научить элементарным навыкам самообслуживания. Они могут обучиться письму, чтению, простейшему счету. Но самостоятельно они не могут проживать и постоянно нуждаются к уходе и контроле.

Тяжелая форма умственной отсталости (идиотия). IQ у таких детей ниже тридцати четырех. Таких пациентов невозможно обучить чему-либо. Речь у них отсутствует, движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются самыми простыми проявлениями недовольства и удовлетворения.

Дети с такой формой умственной отсталости нуждаются в постоянном контроле и надзоре, содержатся они в специальных учреждениях. IQ есть важным, но не единственным из критериев умственной отсталости.

Есть такие случаи, когда люди с низким IQ не имеют никаких признаков данного заболевания.

В детском и младенческом возрасте олигофрения может проявляться в задержке развития ребенка, выявить которую можно после своевременного посещения педиатра. В детских садиках у больных деток могут возникать проблемы с усвоением занятий, проблематичной является адаптация в коллективе других деток.

Детям с олигофренией тяжело соблюдать режим дня. В школьном возрасте у таки детей выражена плохая успеваемость и поведение, повышенная степень утомляемости, неусидчивости. Часто при умственной отсталости могут встречаться частичные параличи конечностей, тики, головные боли, судорожные припадки.

Диагностируют данное заболевание на основе тестирования уровня IQ.

Основную часть случаев данного заболевания можно опознать в раннем возрасте ребенка. Умственная отсталость, которая возникла по генетическим причинам, проявляется еще во время внутриутробного развития, к примеру, синдром Дауна.

Чтобы ее выявить проводят в женской консультации скрининговое обследование будущей матери на ранних сроках беременности. Это дает ей возможность выбрать сохранять ли беременность, или перерывать ее. Существуют такие формы умственной, которые развиваются из-за недоразвитой определенной системы у малыша.

Самым распространенным заболеванием в этой группе есть фенилкенутрия. Дети с фенилкетонутрией при рождении абсолютно ничем не отличаются от здоровых детей.

Но на первых месяцах жизни дети становятся вялыми, появляются высыпания на коже, возникает частая рвота, повышенная потливость, что имеет неприятный специфичный запах. Если лечение начать дол трехмесячного возраста, то интеллект у ребенка можно сохранить.

Так что в период новорожденности и в период раннего детского возраста нужно регулярно обследоваться у педиатра. Если при осмотре малыша педиатр имеет подозрение на умственную отсталость, то он назначает консультацию невролога.

Назначается анализ мочи и крови, иногда и энцефалограму. Страшим детям, рекомендуется консультация детского психоневролога, психолога или психиатра.

Для того чтобы определить, что явилось причиной умственной отсталости, может быть назначен анализ ДНК.

На сегодняшний день существует много разных препаратов для лечения данного заболевания. Только лечащий врач сможет правильно подобрать наиболее подходящий препарат.

Зависимо от того, что стало причиной заболевания могут быть применен препараты йода, гормоны ( в случае если заболевание вызвано болезнью щитовидной железы). При фенилкетонурии иногда достаточно специального режима питания, его назначает педиатр.

Для коррекции умственной отсталости часто врачи применяют ноотропы – энцефабол, аминалон, пирацетам, пантогам. Ноотропные препараты применяются с целью улучшить обменные процессы в ткани мозга. С такой же целью применяют аминокислоты и витамины группы В.

Эти вещества необходимы для нормального функционирования мозга. Нужен ли ребенку прием таких  препаратов, это может определить только врач.

Если у детей с умственной отсталостью наблюдается неадекватное поведение, то врач может назначить лекарственные препараты из группы транквилизаторов и нейролептиков.

Успешное лечение умственной отсталости заключается в комплексном воздействии. Медикаментозное лечение должно быть соединено с индивидуальным подходом к обучению, должны быть проведены занятий с логопедами и психологами. Это все помогает ребенку адаптироваться в обществе.

Очень важной в лечении умственной отсталости является социальная реабилитация. Программы реабилитации в первую очередь направлены на обустройство пациентов в специальные учебные заведения, там дети могут обучаться по адаптированной школьной программе, после этого дети могут освоить несложные профессии, такие как штукатур, маляр, плотник.

Если своевременно и правильно лечить легкие формы умственной отсталости, то можно добиться очень хороших результатов.

Существует множество пациентов, которые имеют легкую степень заболевания и при этом у них есть профессия, своя семья.

Относительно средних и тяжелых форм умственной отсталости, то социальная и медицинская помощь заключается в том, чтобы обеспечить надзор и уход, а если есть необходимость, то контролировать состояние здоровья пациента.

Профилактика данного заболевания основана на серьезном подходе к собственному здоровью и здоровью своего будущего поколения.

Перед тем как планировать беременность, супругам рекомендуется пройти обследование специалистов, чтобы выявить хронические и инфекционные заболевания, в некоторых случаях требуется консультация генетика.

Женщина, которая беременна, должна помнить о том, что она несет ответственность за здоровье своего будущего ребенка. Нужно вести здоровый образ жизни, регулярно проходить обследование в женской консультации, соблюдать все рекомендации гинеколога, избегать влияния вредных факторов.

После того, как ребенок появляется на свет, нужно регулярно отведывать врача-педиатра. Если возникают хоть малейшие подозрения на наличие у ребенка умственной отсталости, нужно вовремя обратиться к врачу и начинать лечение.

Некоторые из родителей не считают нужным обращаться к психиатрам и психоневрологам, тем самым, нанося большой вред здоровью ребенка.

Но к счастью, в последнее время улучшилась ситуация и повысилась медицинская грамотность населения, такие ситуации возникают крайне редко.

Источник: https://mamapedia.com.ua/detskie-bolezni/psychiatry/umstvennaia-otstalost.html

Оксфордское руководство по психиатрии

Наиболее частым проявлением умственной отсталости является равномерно низкий уровень результатов по всем видам тестов для оценки интеллекта, включая задания на усвоение новой информации, краткосрочную память, использование понятий и решение проблем. Специфические отклонения могут привести к особым трудностям.

Например, отсутствие навыков зрительно-пространственного восприятия может явиться причиной многих практических трудностей (в частности, неспособности одеться); возможны несоразмерные трудности с языком или социальным взаимодействием, которые связаны с поведенческим расстройством.

У ребенка с умственной отсталостью обычные поведенческие проблемы детского возраста имеют тенденцию проявляться позднее, когда он физически более развит, чем нормальный ребенок, и длятся они дольше. Такие поведенческие проблемы обычно медленно смягчаются с возрастом.

В то же время часто отмечается улучшение в выполнении интеллектуальных тестов.

Легкая умственная отсталость (IQ 50–70)

В общей численности умственно отсталых люди с легкой умственной отсталостью составляют около четырех пятых. Как правило, внешность их ничем не примечательна, а любые сенсорные или моторные дефекты незначительны.

У большинства представителей этой группы языковые способности и социальное поведение в дошкольном возрасте развиваются более или менее нормально, а умственная отсталость может и не быть официально идентифицирована.

Во взрослом возрасте большинство из них могут самостоятельно жить в нормальном окружении, хотя им и может понадобиться помощь в решении вопросов, связанных с обеспечением жильем и трудоустройством, или же при каких-то чрезвычайных стрессовых ситуациях.

Умеренная умственная отсталость (IQ 35–49)

Эта группа составляет около 12 % случаев умственной отсталости.

Большинство людей с умственной отсталостью средней степени могут разговаривать или, по крайней мере, их можно научить общаться; большая их часть способны научиться обслуживать себя, хотя и нуждаются в руководстве. Став взрослыми, они обычно в состоянии выполнять какую-либо несложную, привычную работу и ориентироваться в окружении.

Тяжелая умственная отсталость (IQ 20–34)

Эта группа составляет около 7 % всех случаев умственной отсталости. В дошкольный период развитие детей с тяжелой умственной отсталостью, как правило, сильно замедлено. В конце концов многих из них можно научить ухаживать за собой (под постоянным контролем) и элементарно общаться.

Во взрослом возрасте они могут выполнять простые задания и в ограниченной степени проявлять социальную активность.

Среди больных с тяжелой степенью умственной отсталости выделяется небольшая группа «ученых идиотов», обладающих крайне специфическими когнитивными способностями, обычно ассоциируемыми с высоким интеллектом (Hermelin, O’Connor 1983).

Глубокая умственная отсталость (IQ менее 20)

Представители этой группы составляют менее 1 % умственно отсталых. Лишь небольшая их часть могут научиться полностью заботиться о себе. Некоторые в конце концов обучаются простой речи и усваивают элементы простейших форм социального поведения.

Соматические нарушения при умственной отсталости

Наиболее важными соматическими нарушениями, наблюдаемыми среди умственно отсталых, являются сенсорные и двигательные нарушения, эпилепсия и недержание. У людей с тяжелой умственной отсталостью (особенно у детей) обычно имеются те же проблемы, часто в форме множественных расстройств.

Только треть из них не страдают недержанием, способны самостоятельно передвигаться и не имеют серьезных поведенческих проблем; четвертая часть находится в крайней степени зависимости от окружающих.

У людей с легкой умственной отсталостью бывают аналогичные проблемы, но встречаются они реже, и требуется определить, нуждаются ли они в специальном обучении. Любые сенсорные нарушения создают значительные дополнительные препятствия для нормального когнитивного развития.

Известно, что около пятой части детей с умственной отсталостью, находящихся в больнице, страдают каким-то дефектом зрения или слуха (см.: Department of Health and Social Security 1971). Часто встречаются двигательные нарушения, включающие в себя мышечную спастичность, атаксию и атетоз.

Эпилепсия широко распространена среди умственно отсталых, особенно при тяжелой умственной отсталости. Corbett et al. (1975) обследовали страдающих тяжелой умственной отсталостью детей из пригорода Лондона (находящихся как в больнице, так и вне ее).

У одной трети этих детей в разное время бывали судорожные припадки, у одной пятой до обследования припадок бывал по крайней мере один раз в год.

Чаще всего эпилепсия наблюдалась при умственной отсталости, обусловленной поражением мозга, и почти не встречалась в случаях, связанных с хромосомными нарушениями.

С возрастом распространенность эпилепсии уменьшалась, частично вследствие того, что больные с тяжелыми повреждениями коры головного мозга, как правило, рано умирают, и частично потому, что с возрастом эпилепсия обычно ослабевает независимо от уровня интеллектуальных способностей.

Читайте также:  Почему нельзя держать дома фиалки? факты и предрассудки

Типы эпилепсии, обнаруживаемые среди умственно отсталых больных, обычно те же, что и у людей с нормальным интеллектом. Однако некоторые редкие синдромы связаны именно с умственной отсталостью.

Примером являются детские спазмы, при которых припадки начинаются на первом году жизни и принимают форму так называемых «селям приступов» (селям — восточное приветствие. — Ред.), сопровождающихся тонической флексией шеи и туловища, а также движениями рук в стороны и вперед.

Припадки длятся несколько секунд (Corbett, Pond 1979). Есть также сообщения о связи этого состояния с аутизмом.

Психические расстройства у больных с умственной отсталостью

У больных с умственной отсталостью бывают различные психические расстройства, но их симптомы очень часто видоизменены вследствие низкого интеллектуального уровня этих больных (Reid 1982; Corbett 1985).

При тяжелой форме умственной отсталости и ограниченном развитии речи проявления некоторых симптомов, таких как бред, галлюцинации и обсессии, по-видимому, особенно сильно отличаются от наблюдаемых у пациентов с нормальным интеллектом.

Выявить наличие симптомов у такого больного трудно еще и потому, что для адекватного описания испытываемых ощущений требуется достаточное владение речью (вероятно, как минимум на уровне IQ 50).

Следовательно, при установлении диагноза психического расстройства у людей с умственной отсталостью больше внимания следует уделять поведению и меньше — самоотчету о психических переживаниях, который был бы важным моментом при обследовании больных с нормальным интеллектуальным развитием.

Далее следует краткий обзор основных синдромов.

Шизофрения

Клиническая картина шизофрении у больных с умственной отсталостью особенно характеризуется бедностью мышления. Бред менее сложен, чем у людей с нормальным интеллектуальным развитием. Содержание галлюцинаций простое и повторяющееся.

Иногда трудно отличить двигательные расстройства, присущие шизофрении, от моторных расстройств, типичных для умственно отсталых.

Трудно поставить определенный диагноз шизофрении, когда IQ ниже 45, но при наличии явного ухудшения интеллектуального или социального функционирования без признаков органического поражения необходимо рассмотреть возможность такого диагноза, особенно если совершаются странные поступки, не соответствующие прежнему поведению больного. При затянувшихся сомнениях в диагнозе часто бывает целесообразно попробовать применить нейролептики.

В прошлом некоторые психиатры (включая Крепелина) описывали синдром под названием «пфропфшизофрения». Считалось, что это расстройство начинается у детей и подростков с задержкой умственного развития и характеризуется манерностью и стереотипиями. Теперь эти признаки скорее относят к тяжелой умственной отсталости, чем к шизофрении.

По существу принципы лечения шизофрении у больных с умственной отсталостью те же, что и у больных с нормальным интеллектуальным развитием.

Аффективные расстройства

Страдая депрессивным расстройством, умственно отсталые меньше жалуются на изменения настроения или высказывают депрессивные мысли, чем больные с нормальным интеллектуальным развитием.

Диагноз следует устанавливать главным образом на основании внешних проявлений тоски, нарушений аппетита, сна и поведения в виде заторможенности или ажитации. Больные с тяжелой формой депрессии, обладающие адекватными вербальными способностями, могут описывать галлюцинации или бред.

Некоторые совершают попытки самоубийства (как правило, плохо продуманные). Диагноз мании следует ставить прежде всего на основании гиперактивности и таких поведенческих симптомов, как возбуждение, раздражительность и нервозность.

Принципы лечения аффективных расстройств у больных с умственной отсталостью по сути такие же, как и у людей с нормальным интеллектом.

Неврозы

Невротические расстройства, как правило, возникают у людей с менее выраженной умственной отсталостью, особенно когда они сталкиваются с изменениями привычного уклада их жизни.

Клиническая картина часто смешанная. Могут ярко проявиться конверсионные и диссоциативные симптомы.

Лечение обычно направлено в большей степени на внесение изменений в среду, окружающую больного, чем на обсуждение его проблем.

Расстройства личности

Расстройства личности широко распространены среди умственно отсталых. Иногда они приводят к более значительным проблемам в ведении больного, чем сама умственная отсталость.

В общем подход к пациентам с этими расстройствами не отличается от описанного, хотя больший акцент делается на подборе более приемлемой для больного окружающей обстановки и меньший — на попытках привести его к пониманию своего состояния (Reid, Ballinger 1987).

Органические психические расстройства

Они часто встречаются среди умственно отсталых. Нарушение поведения вследствие делирия иногда является первым признаком соматического заболевания. Подобным же образом прогрессирующее снижение интеллектуального и социального функционирования может быть первым признаком деменции.

Оба этих синдрома чаще встречаются в экстремальные периоды жизни — в ее начале и в конце. Синдром, известный как детский дезинтегративный психоз (см.), является формой деменции, возникающей в раннем возрасте; он часто связан с липидозом или другой прогрессирующей патологией мозга.

С увеличением средней вероятной продолжительности жизни умственно отсталых повышается распространенность деменции, возникающей в поздние годы жизни.

Существует особая связь между болезнью Альцгеймера и синдромом Дауна (см.).

Аутизм и синдром гиперактивности

Оба синдрома широко распространены среди умственно отсталых. Они обсуждаются в главе, посвященной детской психиатрии (см.; см.).

Расстройства поведения

Стереотипные или повторяющиеся и явно бесцельные движения нередко характерны для больных с тяжелой умственной отсталостью. Они встречаются приблизительно у 40 % детей и 20 % взрослых.

Повторное самоповреждение встречается реже, но может оказаться даже более стойким (Corbett 1985; Kirman 1987; Griffin et al. 1987).

Многие дети с тяжелой умственной отсталостью гиперактивны, часто отвлекаются, импульсивны, но не до такой степени, чтобы им можно было поставить диагноз «синдром гиперактивности».

Другими типичными нарушениями являются эмоциональная лабильность (включая бурные вспышки раздражения), самовозбуждение, пика (McLoughlin 1987) и чрезмерная зависимость (Quine 1986). При тяжелой степени этих нарушений может потребоваться госпитализация, хотя обстановка медицинского учреждения может их усугубить. Противозаконные действия редко являются серьезной проблемой (см., а также Hunter 1979).

Сексуальные проблемы

Наиболее часто встречающейся проблемой является мастурбация в общественных местах. Некоторые умственно отсталые больные демонстрируют по-детски непосредственный интерес к телу других людей, который может быть неправильно истолкован как сексуальное любопытство.

Ранее существовали большие опасения относительно того, что умственно отсталые будут совершать половой акт и производить на свет неполноценных детей. В настоящее время стало очевидным, что многие формы тяжелой умственной отсталости не наследуются, а те, которые являются наследственными, часто сочетаются с бесплодием.

Более важная причина для беспокойства заключается в том, что из людей с тяжелой умственной отсталостью, даже если их дети будут обладать средним уровнем интеллекта, вряд ли получатся хорошие родители. При наличии современных контрацептивных средств риск незапланированной беременности существенно снизился.

(Дополнительную информацию можно найти у Craft А. и Craft М. 1981.)

Источник: https://bookap.info/book/gelder_oksfordskoe_rukovodstvo_po_psihiatrii/gl158.shtm

Идиотизм

Идиотизм – это полное отсутствие интеллекта или состояние, при котором развитие интеллекта остановилось, достигнув уровня детского возраста. Идиотизм относится к психической болезни, обусловленной задержкой в развитии умственных способностей в начале первых лет жизни. Данное заболевание относят к врожденному слабоумию. Тяжелая форма патологии отмечается полнейшим отсутствием речи, мышления, снижением болевой чувствительности.

Причины идиотизма

  • Причины, вызвавшие идиотизм, могут быть различными:
  • — случайное повреждение у новорожденного головы;
  • — инфекционное заболевание, осложнившееся воспалением мозга;
  • — генетическая предрасположенность к душевным и нервным болезням;
  • — пьянство, во время зачатия;
  • — болезни или нравственные потрясения будущей матери в период беременности;
  • — родство родителей;
  • — наследственный сифилис;
  • — задержка зародышевого развития мозга;
  • — дурные гигиенические условия, недостаточное питание, чрезмерное укутывание головы;
  • — применение водки, опия в убаюкивании ребенка.

Симптомы и признаки идиотизма

Врач после осмотра больного может сделать выводы о степени слабоумия и установить диагноз.

Например, для врожденного тупоумия характерна задержка развития умственных способностей, однако она настолько незначительна, что эти пациенты внешне и по поведению мало чем отличаются от нормальных людей.

Тупоумие – это узконаправленное мышление, принимающее узкий спектр информации и не воспринимающее спектр информации противоположного значения. К тупоумию относят ограниченность умственных способностей, которые выражаются в несообразительности, глупости, невосприимчивости.

Идиот, страдающий тупоумием, не способен осмысливать информацию, подвергать ее анализу, производить осмысленное умозаключение и делать правильный вывод. Тупоумие обусловлено мутацией на генном уровне.

У таких индивидов духовное развитие способно к незначительному прогрессу, при этом восприимчивость их слабая, а мыслительная деятельность вялая, однако у них может формироваться не существенное самосознание и они могут стать самостоятельными личностями.

Ничего такого подобного не происходит при глубоких степенях идиотизма.

Глубокая степень идиотизма отмечается неспособностью к оборонительным движениям, во время инъекций идиоты не одергивают руку, а только кричат или плачут. Другие настолько беспомощны, что самостоятельно не едят и акт питания происходит после того, как будет положена пища в рот.

Третьи всю жизнь не могут выучиться управлять функциями мочеиспускания, а также испражнениями, и эти акты происходят непроизвольно. Некоторые идиоты не способны пользоваться ногами для ходьбы, однако их мышцы не поражены параличом. При ходьбе движения их рук неловки, а походка неуклюжая.

Речь может отсутствовать или ограничиваться произнесением отдельных нечленораздельных звуков. У других индивидов отмечается способность к речи, однако разговор напоминает детский лепет, а отдельные буквы совсем не выговариваются.

У идиотов с сохранностью речи, имеются проявления умственных признаков, однако в зачаточном состоянии.

Определяют степень умственного развития больного, сравнивая его развитие с нормальным ребенком. Идиоты напоминают детей по развитию от одного года до четырех лет.

Это сравнение позволяет лишь в общих чертах представить психическое состояние идиотов, также они еще различаются существенно по характеру. Одни малоподвижны, молчаливы, не восприимчивы к различным впечатлениям.

Другие, наоборот, очень подвижны, подбирают блестящие предметы, кладут их в рот, всегда что-то бормочут, проявляют симпатию к определенным личностям.

У третьих наблюдаются стереотипные привычки (вертятся на одном месте, качаются, засовывают палец в рот). Многим присуща подражательность. Эта подражательность проявляется в том, что на вопросы, предлагаемые им, они отвечают этими же вопросами.

При высших степенях идиотизма речь способна быть совершенно свободной, возможно обучение идиотов письму и чтению, некоторым механическим простым работам, а также рукоделию. Такие идиоты различают предметы и людей, выполняют простые поручения, однако к дальнейшему совершенствованию они неспособны, поскольку теряются перед сложной задачей.

У высших идиотов возникают склонности к лакомствам, интерес к другому полу, который они удовлетворяют импульсивно, не удерживаясь ни стыдом, ни нравственными побуждениями.

К умственной бедности зачастую присоединяется нравственное извращение, склонность к обману и лжи в грубой форме. В целом идиоты безвредны и добродушны, однако в случае раздражения превращаются в злых и опасных личностей, не умеющих оценить последствия своих поступков.

Феномены идиотии отмечаются поразительным развитием памяти в одном направлении. Некоторые личности прославились способностью производить наизусть сложнейшие вычисления, другие выделялись феноменальным музыкальным слухом, или талантом к определенному ремеслу. Известен в истории случай идиота Минда, получивший название «кошачьего Рафаэля», поскольку замечательно рисовал кошек.

Характеристика идиотов не ограничивается только духовной стороной больных. Идиотия зачастую сопровождается физическими симптомами, например, она сочетается с параличом одной половины тела, обширными параличами или эпилептическими припадками.

Нередко встречаются неправильные формы лица и черепа — асимметрия, уменьшение или увеличение головы, уродливые, искривленные формы черепа, аномалии в расстановке и неправильное развитие зубов, безобразные ушные раковины, слепота, косоглазие и другие физические недостатки. Очень часто отмечается недостаточное развитие, а также аномалии половых органов.

Однако в большинстве случаях способность к половой жизни сохраняется и у некоторых больных идиотизмом женщин даже наблюдались роды.

  1. Традиционная психиатрия выделяет несколько стадий врожденного слабоумия:
  2. — олигофрения;
  3. — дебильность или дебилизм;
  4. — имбецильность;
  5. — идиотизм или идиотия.

Первая стадия отмечается благоприятным прогнозом социальной адаптации пациента с применением корректирующих методик олигофренопедагогики, при условии, если слабоумие не отягощается социопатией. Наличие в анамнезе дебильности или олигофрении в ограниченной степени не выступает препятствием прохождения службы в армии.

На бытовом уровне часто под признаками идиотизма подразумевают непрактичное поведение, которое не следует путать с асоциальным или девиантным. Политкорректная психиатрия рассматривает идиотизм, как нетрадиционную интеллектуальную ориентацию, а не как клиническое отклонение от нормы.

  • Идиотизм согласно МКБ-10
  • МКБ-10 относят дебильность, имбецильность, а также идиотию к нарастающим степеням тяжести олигофрении, при этом всего выделяют четыре степени:
  • — легкая — IQ 50-70
  • — умеренная — IQ 35-50
  • — тяжелая — IQ 20-35
  • — глубокая — IQ менее 20

Излечению идиотизм не подлежит. Осуществляют попытки в лечении идиотов-микроцефалов, вырезая кусочки черепных костей, чтобы устранить черепную тесноту, мешающую росту мозга.

Источник: https://psihomed.com/idiotizm/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector